Кирилл ФРОЛОВ, завотделом Института стран СНГ:
Православные монастыри были в своё время фабриками индустриализации. Первые уникальные ирригационные системы были созданы на Соловках, в Соловецком монастыре, первая металлургия — в валаамском монастыре. Вспомним и другую формулу — православный капитализм. Великий русский святой Серафим Вырицкий до пострижения в монахи был крупнейшим пушным торговцем Петербурга. Но это был не олигарх, он действительно реально кормил весь Петербург и таким образом действительно воплощал социальный идеал в своём предприятии. Вот о чём нужно сейчас говорить, этот пласт нужно поднимать. Православие — колоссальный фактор не только суверенитета, но и экономической самостоятельности сверхдержавы, а также и фактор новой индустриализации России.
Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:
Когда мы говорим о православии и развитии, то затрагиваем несколько очень принци-пиальных вопросов, которые взаимосвязаны. Это и вопросы культуры, и технологии, экономики, и вопросы геополитики, государственного и политического развития. Наши «западники», и старые, и современные, утверждают, что якобы принятие православия и связанное с ним принятие византийского наследия остановило развитие России, что будто все славянские народы, которые приняли католицизм, бурно развивались, в то время как Россия, приняв православие, взвалив на себя ношу византийского наследия, сошла со столбовой дороги мировой цивилизации. В действительности все славянские народы, которые приняли католицизм, в течение нескольких веков после этого потеряли независимость. А Россия никогда свою независимость, свободу, суверенитет не теряла и по-прежнему представляет собой выдающуюся историческую силу. И византийское наследие для нас оказалось тем колоссальным скачком развития, который и выдвинул нас в первые ряды всемирной истории. Часто наше сознание смущает следующий факт. То, что Россия — это государство и цивилизация примерно одновременное с Англией, Францией, Германией. И нам кажется, что по сравнению с развитыми западными странами у нас всё не совсем хорошо. Но если вы отправитесь побродить по Иль-де-Франс, вы обнаружите римские развалины, обнаружите записи в музеях о том, что город основан в I веке до н.э. Центр Западной Европы имел историческую фору больше чем в тысячелетие! Но, несмотря на эту фору, насколько незначителен был разрыв между Европой и Россией (если он вообще существовал), например, к началу ХХ века. В каких-то отношениях, скажем, он за ХХ век увеличился в сфере материально-бытовой культуры, в сфере технологии. Но в сфере технического развития за ХХ век Советский Союз продвинулся гораздо дальше стран Европы, в том числе и самых развитых. Значит, на каком-то этапе этот разрыв скомпенсировался. Где? он скомпенсировался за счёт того, что к нашим предкам явилась великая византийская культура, византийская цивили-зация, которая пришла в самой благодатной форме — в форме православия. И в XII веке в Иль-де-Франс создаются великие готические соборы, а у нас — собор Андрея Боголюбского, который не менее значителен для истории культуры, чем соборы готики. То есть за какие-то несколько столетий после принятия православия, благодаря той энергии и духовной, и цивилизационной, которую оно несло с собой, Русь преодолела разрыв в развитии, без чего она не могла действительно стать всемирной исторической силой и всеевропейской силой первого ряда. Может ли православие сыграть аналогичную роль в наши дни? на мой взгляд, может, но только в каком-то смысле с обратным знаком. Мне бы очень хотелось, чтобы ещё примерно тысячелетие по меньшей мере православие, в известном смысле, тянуло нас назад. Потому что сегодня мы видим, как развивается и западное человечество, и значительная часть незападного человечества. развитие антропологических философий Запада ведёт к представлению, что для дальнейшего развития нужно изуродовать в себе важные черты человеческой природы, отказаться от того представления о человеке, которое вырабатывалось в рамках христианской культуры. Человечество достигло своей вершины, с которой сейчас стремительно падает. И хотелось бы, чтобы тот уникальный потенциал, который содержит в себе православие, не только помогал бы нам развиваться и двигаться вперёд, но и держал нас в стабилизирующем состоянии, чтобы русская цивилизация не покатилась кубарем вслед за цивилизацией западной. И чтобы мы смогли удержать и для себя, и для своих внуков и правнуков человеческий образ, который на сегодняшний момент мы имеем и сохраняем, а Запад начинает утрачивать.
Андрей ФУРСОВ, историк:
Нужно очень хорошо понимать, что мы живём в предвоенную, по меркам ХХ века, по меркам тех двух войн, которые называются мировыми, эпоху. Мировые войны — феномен капиталистической системы. Они родились вместе с капитализмом. И во всех мировых войнах решающую роль играла Россия. Именно Россия сломала хребет Фридриху II, Наполеону и Гитлеру. Мировые войны — разные. Мировые войны ХХ века отражают ХХ век. Мы живём в XXI веке, на выходе из эпохи капитализма. Выход часто похож на вход. Я очень часто обращаюсь в своих исследованиях к Тридцатилетней войне. Это четыре взаимосвязанных локальных конфликта, растянутые на 30 лет. И сейчас мы уже имеем два серьёзных конфликта. Один из них полузамороженный — Украина. Другой — Сирия. Сейчас, не дай бог, добавится Турция. В любом случае нас ждут проблемы и на Кавказе, и в Средней Азии, то есть цепь локальных конфликтов. И вспоминается работа мыслителя Ивана Вернадского «Великобритания и геополитическое равновесие в Европе», где в 1854 году, задолго до всех этих Бжезинских, была сформулирована теория анаконды, которая обвивается вокруг России. Особенность этой ползучей войны заключается в том, что происходит она в ситуации глубочайшего кризиса мировой системы. Это кризис Америки, кризис Евросоюза, кризис периферии капиталистической системы. Одно из проявлений кризиса — то, что сейчас стали называть отрицательным эволюционным сдвигом. С 70-х годов идёт процесс деградации. например, недавнее обследование офицеров армии США выявило, что 40% по своим интеллектуально-образовательным и волевым качествам уступают офицерам армии США времён второй мировой войны. Не только Россия, но и Америка, и Европа живут в эпоху социальной деградации, и она тесно связана с духовным кризисом. И обратите внимание: Римский папа уже в течение почти полувека протягивает руку масонам, извиняется перед мусульманами, но никогда не извиняется перед православными. Мы вступаем в очень серьёзный период истории, когда на кону оказывается судьба нашей родины, судьба человека. И нам действительно нужна духовная мобилизация, мы должны понимать, что враг у ворот и в духовном, и в материальном смыслах слова. … Кто предупрежден — тот вооружён.