Что такое «высшее»?
1. Вдуматься, само слово «высшее» обозначает наивысочайшее, самое высокое, за которым уже ничего нет. Самый верхний уровень профессионального образования.
2. Из этого следует, что высшее – не для всех. Поскольку не все способны дойти до «верха».
3. Это подразумевает, фундаментальность (сакральность) знаний.
Насколько это отражает современную образовательную реальность?
Обратимся к истории высшего образования. Каждая эпоха строит своё образование.
Высшее образование в нашей стране появилось в 1687 году, когда в Москве была организована первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия. Далее в 1724 году была создана Академия наук (Петербург) и Московский университет (1755). В те времена высшие учебные заведения были маленькие, и в них обучалось мало студентов.
Советское время перестроило систему образования под свои нужды, предварительно частично разрушив «царские пережитки». В результате реформы Луначарского в 1923-1930 гг. многие вузы были преобразованы в техникумы. Но дефицит кадров, необходимость высоко квалифицированных спецов для развития промышленности привели в созданию вузов нового типа.
Мы унаследовали советскую систему, которая подверглась модернизации на западный манер (Болонская система). Открылось огромное количество вузов (в том числе частных), часть из которых потом закрыли, объединили и т.д.
Итак, современная система высшего образования характеризуется тем, что
1. высшее образование уже не высшее. В царские времена и советский период это обозначение было оправдано – высшее образование действительно было высочайшей точкой образованности человека. Сейчас мир меняется ежеминутно. Необходимость дообразовываться, дообучаться стоит перед человеком всю его жизнь. Поэтому в современном мире логичней говорить о системе перманентного образования.
2. высшее образование доступно для многих. С 1990-х годов в России началась массовость высшего образования. 80-90% современных выпускников получают высшее образование (для сравнения в советский период их было около 20%). И теперь высшее образование уже утратило ту недостижимость, высоту.
Год
|
Количество вузов
|
Количество студентов
|
1892
|
48
|
25 200
|
1915
|
105
|
135 000
|
1980
|
|
3 000 000
|
2008
|
|
5 000 000
|
2016
|
2663
|
|
2017
|
1256
|
|
3. О качестве знаний даже говорить не будем. Часть вузов несет фундаментальное образование, но часто в вузах, где образование платное, идет покупка дипломов. Часто человек с высшим образованием приходит в сферу, где это образование не нужно, либо в другую сферу, где все начинает с нуля, и в первую очередь, его обучают на месте. При этом у выпускника вуза есть иллюзия, что у него высшее образование, а значит, все двери для него открыты. Чем это продолжается, мы все знаем.
Вывод. Современный мир выдвигает новые требованию к высшему образованию, которое уже по факту давно не высшее. Образование современного человека такого, что у него вообще нет верха, поэтому можно говорить о перманентном образовании на протяжении всей жизни человека.
Поэтому над этим вопросом нужно работать.