Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ – СУТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

В последние десятилетия идет немало разговоров о падении престижа нашего образования и том, что в образовательной сфере мы проигрываем Западу. В пользу такой постановки вопроса говорят многочисленные рейтинги, в которых наши ВУЗы занимают не первые позиции.

Кроме того, есть факт, что множество высокопоставленных чиновников и финансово состоятельных людей отправляют своих детей учиться на Запад. Составление рейтингов и кто их составляет – предмет особого разговора. А вот насчет кто, где, а главное – почему учится – давайте поразмышляем.

 

Начнем с констатации факта, который на первый взгляд покажется спорным. Образование, знание само по себе мало кому интересно. И получим встречный вопрос: А как же школы, ВУЗы, средние специальные учебные заведения, масса тренинговых компаний, а также консалтинговых фирм и пр? Согласен. Спрос на образовательном рынке присутствует и значительный. Но я всё-таки буду настаивать. Само по себе знание интересно немногим. Есть, конечно, такая категория вечных студентов или фанатиков ученых, одержимых жаждой познания. Но основную массу людей интересует не образование, а возможности, которые оно дает: Парень идет учиться на автомеханика, чтобы ремонтировать автомобили и зарабатывать деньги. Молодой специалист на предприятии осваивает дополнительную специальность, чтобы быть универсалом и получить прибавку к зарплате. Его босс – менеджер среднего звена оканчивает курс МВА, диплом которого дает возможность продвинуться на более высокую позицию по службе, говорить на одном языке с менеджерами более высокого звена, которые такой курс уже закончили. Другой менеджер проходит курс риторики, чтобы эффективнее выступать на совещаниях и ставить задачи подчиненным. Примеры можно продолжать. Но суть понятна. Знание, образование есть средство, чтобы стать эффективным и конкурентоспособным.

 

А за какими знаниями едут на Запад? Содержательную часть предметного образования выведем за скобки нашего разговора. Отмечу только, что мне довелось некоторое время поработать совместно и под руководством инопартнеров. Уверяю, что наше инженерное образование как минимум не хуже того. Другое дело – умения и навыки, касающиеся работы в их системе. Здесь мы по определению вне конкуренции. Ведь это их система, их «монастырь» и наш устав там не применим по определению. Вот за ним-то и едут.

Нравится нам или нет, но на данный момент та система выглядит победительнее. Прямая и буквальная тому аналогия ситуация в военном образовании 1870-х годов, когда после франко-прусской войны и взятия Парижа пруссаками, резко упал престиж французского военного образования, зато прусская военная школа оказалась в фаворе.

 

Есть еще один аспект, который нельзя забывать. Обучаясь в элитном учебном заведении, помимо обретения знаний и навыков, формальных и неформальных, молодой человек обрастает массой связей и знакомств. Его соученики со временем займут солидные посты и эти связи пригодятся. Понятно, - здесь, давайте без иллюзий, - что частью западной элиты человек из России не станет[1], но вхож будет. Кое-какие двери для него откроются, совершенно чужим он уже не будет. Кроме того, сам факт оплаты обучения наглядно демонстрирует подкрепленное конвертируемой валютой желание сотрудничать.

 

Таким образом, есть как минимум три причины, которые делают западное образование привлекательным для российской элиты: знания (какие бы они ни были), возможность на практике усвоить правила поведения в западных правящих кругах и связи. Российское образование может дать знания, но связей в западной элите оно не даст по определению.

 

Да, было время, когда в СССР ехали, чтобы учиться работать на советском оборудовании, воевать на советской технике, лечить по советским методикам, снимать кино, как снимали Герасимов и Бондарчук и много за чем еще. Связи и знакомства в Москве существенно повышали властный вес где-нибудь в Бухаресте или Варшаве. Но всё ушло вместе с СССР, с его силой и престижем.

 

Таким образом, мы видим, что престижность любого образования обусловлена в первую очередь возможностями, которые оно дает, престижем и победительностью системы, для которой оно готовит кадры.

И тогда очевидно, что наше образование станет достойно конкурировать на мировом уровне только после того, как сильной и победительной станет наша страна.



[1] Даже наполовину европейцы Голштейн-Готторп-Романовы не стали частью западной элиты. Прямое тому подтверждение – сдача европейскими монархиями Николая Второго с семьей.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА