Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕРМАНЕНТНАЯ ПОДГОТОВКА

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

УЧИТЬСЯ – ЭТО НАВСЕГДА

Советская система образования подошла к кризису потому, что она не удовлетворила спрос на постоянное обучение. Проблемы поступали, а ответы – нет. Любая Система – от малой до большой – если не ответит на этот вопрос: как она будет обеспечивать режим подготовки каждому члену системы – то она перестанет существовать, поскольку неответ на вопрос одного члена влечет за собой цепную реакцию умножения неответов.

Но есть проблема. На какие именно вопросы какие именно ответы я должен дать и когда, в какой момент? И почему мне не получить весь объем знаний раз и навсегда, чтобы не унижаться тем, что мне снова приходится садиться за парту?

Как видим, перед каждым человеком стоит проблема, суть которой в ломке подхода к обучению: вместо того, чтобы в юности раз и навсегда с этим покончить, мы ставим вопрос о том, что человек вообще не может выйти из-за парты. Это постоянный процесс.

Да, придётся менять себя и сделать вывод: обучение – это не только признак детства и юности – это признак всей жизни.

 

СКОЛЬКО, КОГДА И ПОЧЕМУ УЧИТЬСЯ?

1.

У меня есть ребенок. Я хочу, чтобы он состоялся, чтобы успешно прожил жизнь.

Я вот начинаю думать, что я ему должен дать, чтобы эту задачу решить. Представляю рюкзак, который я собираю ребенку в поход. И начинаю грезить, исходя из собственного опыта.

Должен ребенок научиться хорошо говорить? Должен. Кладу в рюкзак Русский Язык. Должен ребёнок считать? Должен. Кладу Математику. А если ребенок захочет изучать лягушек? Нужно непременно побольше ему в рюкзак Зоологии. Мало не будет. Зачем  - высшая математика. Как без высшей математики?

Нет, я не подумал, зачем ему высшая математика с Интегралами, если он будет изучать лягушек? Я же весь в инерции грёз. 

Далее, непременно ребенок захочет в компаниях попеть. Непременно нужно в рюкзак положить гитару, а может быть, лучше сразу пианино? Пианино голосистей, впечатление на привале произведет. А если он станет спортсменом? Как же обойтись без тренировок? Но если положили тренировки, куда девать танцы? 

А как обойтись без совершенного иностранного? - Ведь ребенок наверняка двинет за границу?

А как без знания людей – как без психологии?

А как без знания правил похода в государстве - как без юриспруденции?

А как без химии - по полной программе? - даже если ребенок собирается стать администратором. На всякий случай!

А как без физики и без черчения?

А как без автомобиля?

А как без компьютера?

А как без навыков менеджмента?

А как без воспитания творчества?

Рюкзак хочется наполнять дальше и дальше.

Но возможно ли наполнять бесконечно?

Нет ли рисков от перегруженного рюкзака?

Представьте картину: вы нагрузили ребёнка в поход, учли все случаи жизни (даже восхождение на Эверест, несмотря на то, что поход будет происходить в донских степях). 

Рюкзак получился огромный. Сможет ли ребенок хотя бы сдвинуться с места? Допустим, он все же пошел в поход. Но вернется ли он при таком раскладе? 

Вы создали жертву своего для него груза.

Я предложил вам аллегорию безумия и провокации, которая называется 12-летным образованием.

Если кого-то не убеждают наши аргументы, проведите эксперимент. Попробуйте влить в человека цистерну воды в один день. Нереально? Человека разорвет? Ему столько не надо одновременно. Разве нас это интересует. Мы же – на всякий случай! Пусть поносит цистерну. 

Мозг похож на желудок. Возникает вопрос, почему то, что нужно выпить за всю жизнь, не стараются втиснуть в человека в очень короткий период времени?

Разве в образовании не так?

2.

Предлагаю себя в качестве подопытного кролика.

На данный момент – на 59 лет - я не знаю (потому что не помню):

1. Ни одной формулы по алгебре

2. Ни одной формулы по химии

3. Ни одной формулы по физике (ни одного закона, ни одного процесса, кроме превращения воды в пар).

И без этого живу. Следует учесть, что уже в школе я знал, что инженерить я не буду никогда. Но меня пичкали этими предметами три года в полном (для меня страшном) объеме! Зачем?

А сейчас мне трудно жить без того, без знания чего было трудно жить уже тогда - без знания финансов, без делопроизводства, без знания государственной нормативистики.

У всех такая же ситуация.

Где эти предметы?

 

3. Методические приоритеты

Давайте представим такую картину. Вы учите ребенка кататься на лыжах, затрачиваете море энергии, денег, времени. Но вы знаете, что через полгода вы на 10 лет уедете в командировку на Кубу.  

Вопрос: неужели научить кататься ребенка на лыжах – это на данный момент приоритет? Неужели нет задачи специальной, ориентированной на уже известные и понятные проблемы, с которыми ребенок столкнется на Кубе?

У меня была ученица, жившая с родителями на Кубе, у которой я спрашивал, к каким проблемам нужно готовиться на Кубе несовершеннолетней девочке? Она сказала (ей было 14), что самое сложное привыкнуть к половой «свободе» с самого малого возраста. Кастро любят на Кубе еще и потому, что он разрешает в этом смысле всё.  

Так вот получается, важнее провести занятия по моральному выживанию, а не обучению катания на лыжах. Хотя против лыж никто возражать не станет. Но вопрос о методических приоритетах! Ведь иммунитет требуется первым! Почему в обучении он становится вторым? 

 

4. диктатура и культ основания 

Почему реализация Цели начинается с Основания, тогда как в теоретическом курсе Прагматике она стоит на порядковом третьем месте, что определяет её статус и значение? Почему авангардный рывок начинается с арьергардной подготовки? Почему уже в самом начале взгляд вперёд нам предлагают сменить на взгляд назад, а усиленное воззрение за горизонт меняется на педантичный взгляд под ноги? Ведь основание – это то, что позади, снизу, под ногами!  

С этих вопросов может начать любой неискушенный человек, признавший необходимость карьеры.

Мы признаем, что основание самая тяжкая категория в Прагматике, поскольку она негативна. Поэтому чтобы принять её, требуется особая дисциплина. Почему так?

Сделаем список негативных причин:

1. Основание – явление неличное, оно привнесено извне. 

2. Основание – отрицает Личное, так оно передано как Общий опыт.  

3. Основание идёт из прошлого, отрицая настоящее.

4. Основание идёт от Предков как переданная состоявшаяся Традиция, отрицающая пока несостоявшееся настоящее.  

Обучение, по сути, и есть процесс получения Оснований.

ПОСТУЛАТ. Обучение всегда взгляд назад, потому что знания передаются по наследству.

Основание – то, что человек берет из прошлого от предков, из предыдущего.

Обыденное сознание коротко и оно представляет карьеру как рывок спринтера. Тем не менее надо напомнить, что прежде чем спринтер красиво рванут со старта он встал на ноги и встал на землю, что и дало основание для рывка.

ПОСТУЛАТ. Любое действие требует Оснований. Без оснований это не Действие, а пустое телодвижение. 

В чем суть Оснований?

Это - точка опоры.

 

ПЕРМАНЕНТНАЯ ПОДГОТОВКА

Идея перманентности заключается в идее постоянной подготовки. От слова «перманентный» – постоянной идущий, непрерывный.

Но в любой перманентности есть периоды получения приоритетных, возрастных и методически оправданных Оснований.

ПОСТУЛАТ. Узнать все за десять-двенадцать лет невозможно.

А учить человека в пять лет, который еще не умеет читать, вместо чтения различать в турбинах назначения шестерёнок – явный перекос. 

ПОСТУЛАТ. Необходимо всё, но по порядку и в момент востребования.

Чему нужно было обучать в советской школе точно и всех однозначно, чтобы страна не проиграла? Ответ прост: Всему, что относится к знакам окружающего мира как форме вызовов и сфере борьбы:

1. Язык - устная и письменная риторика.

2. Образ – искусства.

3. Система счёта (арифметика, математика).

4. Система оценки - деньги.

5. Право - нормы поведения.

6. Ритуалы, церемонии, порядка поведения в пространстве, которое по большей части ритуализировано.

Это - в любом количестве и на протяжении всего периода обучения. Но этого-то как раз и не было! А русский язык «заканчивался» в восьмом классе! Между тем иностранный преподавали до выпускного класса.

Далее наступает мерность и специализация:

1. Математика на 7 класс - общее, далее - специализация, при нужде - организация системы развивающего образования - курсы. 

2. Физика на 7 класс - общее, далее специализация, организация системы развивающего образования - курсы. 

3. Химия - то же.

4. Биология - то же.

5. Астрономия - то же.

6. Геометрия - то же.

7. Литература.

Эти предметы в том объеме, который я освоил, не были нужны. Зато многое мне нужно сейчас - в сорок лет. Но как я могу вернуться туда, где я уже был, и на что потратил годы и годы, множество эмоций и стрессов? Времени жалко!

ПОСТУЛАТ. Необходимо снижать планку общеобразовательности, повышая планки профессиональности. 

ПОСТУЛАТ. Необходимость в Знании возникает у каждого человека в зависимости от его специализации. Для этого необходимо рабочий процесс совмещать (или перемежать) с учебным.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА