Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ – РАЗНЫЕ ВЕЩИ?

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Я никогда раньше не задумывался, что наука и образование сильно различаются. Естественно я знал, что есть чисто учебные заведения, например, школа, но и там есть пусть учебные, но научные кружки.

Есть НИИ – научно-исследовательские институты, которые занимаются изучением научных проблем, однако известно, что работники НИИ нередко преподают в ВУЗах. Нашим учителем истории в школе был Анатолий Иванович Александров – известный челябинский ученый-историк и краевед[1]. В общем, принципиальной границы между образованием и наукой не видел. Однако, приняв участие в законодательном семинаре «Структурная модернизация (разделение направлений) министерства науки и образования и одноименного комитета Государственной думы в свете разделения закона о науке и закона об образовании», который прошел 8 февраля в г. Касли в фойе кинотеатра «Россия», я задумался не только о том, что они различаются, но и о том, что отсутствие четкого различения может иметь негативное влияние.

 

Семинар открыл Магнитов Сергей Николаевич - научный руководитель Уральского отделения Изборского Клуба и поприветствовал участников от имени председателя отделения Ильи Владимировича Тыщенко:

Уважаемые друзья!

Сегодня День Российской Науки! Наш Законодательный семинар посвящен организации российской науки. Это может быть совпадением, а может быть знаком того, что мы с вами на верном пути. Нам нужен научный, инновационный прорыв, вы можете стать законодательным авангардом этого процесса! Удачи вам в вашем начинании!

Председатель Уральского отделения Изборского Клуба Илья Тыщенко.

 

Далее Сергей Николаевич поднял проблему, которая, собственно и поставила вопрос о модернизации законодательных актов, посвященных науке. Проблема состоит в катастрофическом отставании отечественной науки от мирового уровня. Особенно это касается прикладных вещей, технологий, которые применяются в повседневной жизни и промышленном производстве. В СССР существовала отлаженная цепочка: отраслевой НИИ – заводское КБ – цех. Сейчас её нет. И промышленность осталась без фундаментальных научных разработок. В 2000-е проблему удалось несколько сгладить за счет заимствования из-за рубежа, но сейчас заимствования закончились. С другой стороны, заимствование готового – всегда означает отставание, поскольку это по определению вчерашний день, тогда как разработчик уже идет вперед. В чем причина? И что делать?

 

Андрей Викторович Абросов, как человек, непосредственно занимающийся промышленным производством, поделился своим опытом и согласился, что отставание в технологии – реальность. Также он согласился, что заниматься своей наукой надо. Однако тут же, в свойственной практикам манере он поставил вопрос финансирования. Наука – дело затратное, в некоторых случаях – весьма затратное и предприятия, особенно малые и средние далеко не всегда готовы взвалить на себя этот груз. По его видению, следует возродить систему государственных научно-исследовательских институтов, которые бы работали в интересах всей отрасли, а не одного конкретного предприятия.

 

Здесь я сделаю небольшое отступление и воспользуюсь правом немного заочно подискутировать. В СССР вся собственность, в том числе и интеллектуальная, за малым исключением принадлежала государству. Передача научных разработок от НИИ производству не представляла никаких юридических и финансовых проблем. Собственник не менялся. Однако сейчас государство и предприятия – разные юридические лица и собственность у них разная. Готов ли бизнес покупать «ноу-хау» у государственных НИИ?

 

Несколько другую проблему поднял в своем выступлении эксперт Уральского отделения Изборского Клуба Андрей Валентинович Болдырев. Он поставил вопрос о научном оснащении города как целостного явления, корпорации. Дело в том, что органа, который бы постоянно и профессионально занимался изучением и осмыслением процессов, происходящих в городе нет. Образно говоря, у города «нет головы». И в этом кроется источник многих проблем. Значит, его нужно создавать. Выступающий предложил рабочее название «Корпоративный ученый совет города».

 

Собственно вопрос разделения науки и образования подняла руководитель «Торгового дома «ЧелМеЗ» Людмила Борисовна Кугаевская. Она подчеркнула, что несмотря на то, что и образование, и наука имеют дело с одним предметом – знанием, задачи у них разные. Наука – знание генерирует, а образование – закрепляет и передает следующим поколением. Ученый может работать с дискуссионными вопросами и гипотезами, а преподаватель – нет. Ученый – ищет, а преподаватель действует по принципу «не навреди». Отсюда упрощение и даже примитивизация информации, которая подается в школах и ВУЗах. А если в силу ряда причин руководящие позиции в научных структурах, заняли преподаватели, то это создает проблемы просто в силу того, что преподаватель изначально ориентирован на другую задачу.

 

Вновь слово взял Магнитов Сергей Николаевич. Уже как человек с опытом научной и преподавательской работы в ВУЗе (ЛГПИ им. Герцена). Практика такова, что практически всегда человек, имеющий статус кандидата наук и формально являющийся ученым на самом деле занимается не генерацией новых знаний, а сбором уже имеющихся и передачей их студентам. Да, это повышает его квалификацию как преподавателя, но не несет пользы науке. А значит, ученого нужно отделить от преподавателя.

Кроме того, существует понятие «диссертабельности», когда темы научных работ выбираются не по принципу их актуальности и нужности для страны, а в соответствии с некими установками. Сам принцип формирования научных работ всё больше походит на компиляцию. О том, как «защищались» диссертации в 1990-е – отдельный разговор.

 

В разговор включилась Шевцова Лидия Андреевна – педагог с 52-х летним стажем. Она поддержала идею разделения науки и образования, подчеркнув, что наука должна выдавать готовый результат. При этом с сожалением вспомнила конец 1980-х, когда школа стала, по сути, испытательным полигоном и учителя с трудом ориентировались чему учить и как учить.

 

Другой вопрос подняла также педагог, учитель математики Равия Равеловна Дороногова. Разделить это что? Создавать второе министерство? Снова затраты?

В ответ прозвучало предложение придать Академии Наук статус министерства и тем самым поднять её статус и ответственность.

 

В общем, дискуссия получилась интересной. Были подняты самые разные аспекты проблемы. Однако все участники согласились, что разделение науки и образования назрело.



[1] А.И. Александров (1911 – 1997) Я искренне благодарен судьбе за то, что она свела меня с этим интереснейшим человеком.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА