Споры о том, у кого приоритет – у образования перед воспитанием или воспитания перед образованием не заканчиваются годами. Аргументы у сторон разные. Образование – основа воспитания – значит приоритет. Другие возражают: если человека правильно воспитать, то он сам образует себя, а невоспитанному знания – не в коня корм.
Аргументов у сторон много, стороны, как правило, приходят к пониманию синтеза - необходимости связать, обручить, запараллелить воспитание и образование.
Но есть слова, а есть реальность. Министерство Образования есть, а Министерства воспитания нет. Закон об образовании есть, а Закона о воспитании нет. Приоритеты расставлены, воспитания явно подчинено образованию.
Но верно ли такое решение? И может ли образование подчинить воспитание?
Я предлагаю взять объем понятий: какое понятие больше с точки зрения воздействия на детей: в режиме какого воздействия ребёнок (да и человек вообще) больше находится – образовательного или воспитательного? Мы берём все виды воздействия – от улицы, интернета, дома, школы. Ответ очевиден: воспитательного. Значит объем понятия воспитания больше, чем объём понятия образования.
Отметим сразу, что понятие воспитания мы берём в максимальном объёме – как любое формирующее ребёнка (да и человека в целом) воздействие – и положительное и отрицательное.
Получается, первичным должно быть Министерство о воспитания и Закон о воспитании!
Это логическое соображение.
Второе соображение – по мере актуальности. Человека научить, доучить можно всему, всегда, в любом возрасте, а вот воспитание гораздо более режимное явление, завязанное на возрастные особенности. То есть воспитание в любом случае первичнее: ещё нет образования, но воспитание начинается. Можно конечно очень долго спорить – научение ходить – это воспитание или образование? Научение есть с ложки – воспитание или образование? Но это не меняет сути проблемы.
Образование официально наступает с шести-семи лет, когда первый период воспитания закончен. Так что приоритет чего – воспитание или образование?
Когда мы договариваемся, что есть воспитывающее знание и обучающее воспитание, мы несомненно подчеркиваем единство этого процесса. Ну тогда и разделять не надо! Но почему оно разделено по факту?
Актуальность поднимаемого вопроса сегодня все более возрастает, потому что возрастает количество проблем, которые связаны именно с воспитанием, а не с образованием. Мы говорим о массовых проблемах уличного, семейного, интернетвоспитания, - они всем известны, но ясно, что это проблемы больше воспитания, а не образования.
Почему ещё мы считаем, что воспитание, точнее, то, что вкладывается в это понятие, первичнее? Воспитание – это формирование Цели развития человека. Без Цели остальное, включая образование, просто бессмысленно. Образование – это процесс обретения Оснований (знаний и навыков) для Цели. Если Основания останутся первичными, то непонятно, зачем они нужны. Это будет вечным рюкзаком на пороге без карты похода или продвижения.
На это есть современное возражение: дайте человеку образование, а он потом сам выберет, куда ему идти и что делать. Сам себя воспитает. В принципе 25 лет эта формула доминировала и доминирует сейчас. Однако социологические исследования показывают, что молодые люди оказываются не перед выбором, а брошенными: у них просто нет знания, чтобы выбирать, отсюда огромное количество трагедий, самоубийств, конфликтов, несчастных судеб. Иллюзии свободного выбора часто оборачиваются столкновением с реальностью, которое заканчивается плачевно.
Это значит, что приоритет образования себя исчерпал, и нам необходимо решать вопрос о месте воспитания в структуре власти.