Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

НОВЫЙ ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ – КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Закон об эстетическом производстве

семинар в Богдановиче

Уральское отделение Изборского Клуба продолжает свою работу по разработке Закона о культуре. На сей раз поводом для работы было пожелание, высказанное президентом на встрече с творческой интеллигенцией - чтобы сами люди искусства и культуры создали себе Закон.

 

Это и привело меня в Музей поэта Степана Щипачева в Богдановиче, где меня встретил очаровательный коллектив во главе с Хлыстиковой Антониной, создательницей музея, его настоящим мозгом и духом. Только такие вдохновенные люди могут возвращать дух поэта нашим современникам.

Но потом обратились к прозе, и я рассказал собравшимся об Изборском Клубе, его Уральском отделении, сделал приветствие от лидера – Ильи Тыщенко. Затем обратились к пожеланию Президента создать творческим людям Закон о культуре – тот, который им нужен. 

В своём выступлении я, как сам творческий человек, филолог со значительным стажем, поделился опытом, чтобы выйти на проблему. В Институте, а это был Ленинградский педагогический, я занимался символистами, особенно Блоком. Он уже стал классиком, великим мастером. Но почему? Ведь многие его стихотворения для неискушенного вкуса – набор слов. И вот я взял одно стихотворение 1907 года «Принявший мир как звонкий дар, как злата горсть» я написал на 130 машинописных страниц диплом, чтобы определить гениальность или обман с игрой слов. Ведь после приятия строки: «Смотрю: идёт, шумит пожар – Глаза твои горят» - совершенно сбивают с толку: становится непонятно всё, в первую очередь, чьи горят глаза.

Так вот только открыв три ряда скрытых культурных смыслов, я доказал гениальность этого стихотворения. Но в некотором смысле я остался один понимающий это стихотворение. Вопрос: это стихотворение явление культурное, если его понимает полтора человека? Или искусства – которое ещё требует исследования, изучения, доказательства?

Ведь культура это то, что УЖЕ доказано в народном сознании, а Искусство – то, что ещё искушает сознание и чувства, требует анализа, то есть ЕЩЕ не доказано. 

И вот я обозначил проблему: может быть, пойти по пути разделение понятий Культуры и Искусства – которые, по сути, являются различными явлениями по происхождении – утвержденное и новое, - по организации, по бюджетной политике, по духовному окормлению. Действительно чувствовать от стихотворения то, что чувствовали миллионы, совсем не то же самое, что воспринимать новое произведение.

Второе выступление – Колосова Александра Геральдовича – поддержало мою мысль, даже в несколько суровой форме: культура и искусство – разные вещи. Финансирование должно быть разным. Но каким?

 

 

Если финансирование культуры – это понятно: вот музей, его фонды, вот необходимые затраты под понятные вещи. Государству это понятно. А если спектакль, которого ещё нет? Какое право имеет государство финансировать то, чего еще нет? Более того, если построить мост – это понятно: вот план, разработки в деталях, расчеты, то как относиться к тому, что называется экспериментом? А ведь всё творчество, по сути, венчурный эксперимент – поскольку в любом случае создаётся новое и неизвестное, которое требует изучения проверки годами, а, может быть, и веками.

Получается, искусство - это стихия венчурных отношений, из которых нужно вывести государство и его местные структуры. Но тогда большой спрос с самих авторов, которые должны научиться выходить в современных условиях на рынок. Этому посвятила своё выступление молодая бизнес-леди Наталья Тагильцева. Она показала на нескольких примерах, как творческие люди, увлеченные своей гениальностью, забывают о спросе, заказчике, покупателе, законах рынка, поэтому часто сидят при всех талантах без средств. 

 

 

В подтверждение и в сомнение одновременно выступил рок-музыкант Алексей Мастерских, который не особо понимает, как творцу еще и заниматься реализацией своих трудов. Либо то, либо другое.

Дискуссия пришла к выводу, что должны появляться новые механизмы рыночной реализации искусства, которые при этом должны научиться работать с отделами культуры на местах.

 

 

- Ну а если музею понадобиться спонсорская помощь? – это ведь внебюджетные процессы? – прозвучал логичный вопрос от сотрудников музея.

Этот вопрос меня всегда уводил к другому документу, который тоже крайне актуально переработать – Закону о Меценатстве, гдемеценат представляется как чистый благотворитель, хотя это очень сильно разные вещи: благотворитель – дарит, а меценат развивает рынок, покупая часто рискованное, новое  произведение искусства на свои средства. Напомним, что Меценат начал с того, что он заказывал Овидию стихи. Да, он покупает себе, он не благотворитель, но художник при этом выживает и рынок развивается. Третьяков покупал неизвестных передвижников, рискуя, потому что это по тем временам было «быдлячьим» искусством. Согласимся, иметь на стене «Всадницу» Карла Брюллова и перовских детей, измождённо тянущих в зимнюю стужу бочку с водой – это имиджевый риск.

Так вот в отношении культуры меценатская помощь должна иметь немного иные последствия: если меценат помогает государству в деле культуры, то есть смысл говорить о налоговых льготах. По сути, это те же государственные деньги, только поступающие, по сути, из внебюджетных фондов. Но совершенно законно.

Дискуссия была жаркой и эмоциональной, но решение было однозначным: работу над Законом о культуре надо продолжать. 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА