Если в деле легализации лоббизма мы опираемся на опыт Штатов, то следует решить один принципиальный вопрос: Лоббизм – это отдельная профессия или профессиональный навык?
Растолкуем на пальцах и на понятном примере.
В 90-е года были споры: должен ли знать коммерсант то, что продает. Были коммерсанты, которые утверждали, что коммерция везде одинакова и нет никакой разницы продавать лифчики или заводы.
Вопрос стоит так: должен ли коммерсант профессионально разбираться в лифчиках и заводах или это не имеет отношения к коммерции – ему главное продать.
Сегодня история уже распорядилась: коммерсант должен знать вещь, которую он продает, иначе ничего не продаст. И наступила эпоха специализации коммерции, то есть сужение реестра продаваемой номенклатуры. Это значит, что коммерсант сам стал отчасти производителем. Однако суть в нём остается: он коммерсант: завтра назначат ему продавать подтяжки – будет продавать подтяжки, не особо вникая в суть явления.
Вторая сторона вопроса сложнее: а должен ли производитель уметь продавать то, что производит? Или лучше отдать коммерсанту? То есть обязан ли производитель быть и коммерсантом тоже?
И вот возникают две крайности: специалист-«продажник», которому без разницы что продавать и предприятие, которому нужна фактически собственная лоббистская структура для продвижения его товаров и интересов.
Проблема. Та же, что с лоббистом.
В Штатах лоббист – отдельная профессия, сродни медийным профессиям – он знаток промежутков, кулуаров, подковерных техник, он совершенно не «завязан» на то, что он будет двигать. И это огромная проблема лоббизма в Штатах.
С другой стороны, Штаты, формируя отдельную профессию, страхуются: ошибки лоббиста – это его профессиональные ошибки, которые не коснутся самого заинтересанта.
Но если мы пойдём путем опрозрачивания лоббизма, то ситуация может быть иной: легальное продвижение – легальное лоббирование – может не стать угрозой для заинтересанта.
Аутсорсинговая версия лоббизма показала свою успешность, но и дала многие негативные последствия, которые можно мягко назвать перевоплощением или переориентацией, в просторечии предательством интересов заказчика. Действительно, если лоббист, как коммерсант заинтересован в личной прибыли больше, чем в продвижении Проекта, то большая сумма за уничтожение проекта станет для него неразрешимым соблазном. Получается, что только сам Проектант – до конца последовательный лоббист интересов Проекта, а оторванный от корней посредник – будет склонен, скажем так, сыграть «свою игру».
Американцы не скрывают, что в таких ситуациях действия могут самые жёсткие меры, вплоть до криминальных. Сотни голливудских сюжетов на эту тему. Но пойдёт ли наша культура на эти методы? Боюсь, что для нас ближе будет открыть возможность профессионализации навыка, чем создание отдельной профессии.
И вот вопрос: идти нам по этому же пути, или начать формировать отдельный но обязательный навык всем активным, талантливым людям для продвижения их же проектов?