Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ЦЕНУ КАРТИНЫ ФОРМИРУЕТ ЕЁ ИСТОРИЯ.

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: УРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ

Описывает Даниил Гранин.

Даже у того, кто напрямую не связан с миром искусства, время от времени возникает вопрос: «Почему та или иная картина столько стоит?» «Как формируется это число?» Любопытный пример нам представляет роман Даниила Гранина «Картина». В первых главах которого описан процесс формирования цены картины под названием «У реки» некоего художника Астахова.

В целом, роман рассказывает о том, как в неком провинциальном городе появилась картина с одним из городских видов и как это появление актуализировало целый ряд городских проблем, как отдельных горожан, так и города в целом. Начиная от строительства нового завода и заканчивая застарелыми конфликтами на почве борьбы с церквями в 1930-е. Переосмысление прошлого, осмысление настоящего, непростые отношения прошлого, настоящего и будущего на фоне подступающей Перестройки. И призыв любить и ценить то, что окружает нас с самого детства. Мы же возьмем из книги малую часть, ту, что интересна нам в контексте аукциона и аукционного бизнеса.

 

Итак, как формировалась цена произведения искусства:

Сначала картина никакой особенной ценности не представляла. Один из многих видов на реку, каких тысячи висит в галереях и частных коллекциях нашей страны и рядовой гражданин с трудом видит разницу между ней и фотографией. Но председатель горисполкома Лыков вдруг узнает на ней свой город и не просто города, но города своего детства: Жмуркину заводь, дом Кислых –примечательные места города Лыкова. Да тут еще разговор с авторитетным старшим земляком – генералом Фоминым, который только актуализировал примечательность изображенных мест. И картина сразу становится Лосеву нужна. То есть обретает ценность, от которой полшага до цены. И он отправляется к вдове художника, чтобы приобрести. И дальше происходит любопытнейший разговор, который правильнее назвать торгом.

Лосев готов говорить о восьмистах, ну тысяче рублей. Однако сразу наталкивается на предложение искусствоведа Бадина: Две тысячи. И начинается торг, в лучших традициях художественного рынка, которого, если верить официальной идеологии, в СССР в конце 1970-х не было:

«За что, спрашивается, заламывают такую сумасшедшую сумму? – возмущался про себя Лосев. Бесконтрольность! Какое право имеют, тем более что картина, по сути – национальное достояние, а не личное. К тому же этот Астахов, может, в один день ее нарисовал и раскрасил.»

Обращаем внимание на аргументы: апелляция к общественной собственности на культуру и попытка оценить трудоемкость «изготовления продукта» в лучших традициях марксизма, где «стоимость создается физическим трудом пролетариата». Это про себя, но вслух Лосев говорит о бедности провинциалов и необходимости картины для города. На что следует вполне рыночное предложение остаться каждому при своих:

"– Где вы были, когда мы эту достопримечательность за мешок картошки предлагали, за пару брюк отдавали?.. [Это годы Войны, когда произведения искусства отдавались за бесценок] А теперь я и подождать могу. И Астахов тоже."

В ответ Лосев приводит аргумент в виде расширения известности творчества художника, с намеком, что кроме него Аксенов никому не интересен. И в данной ситуации это имеет прямое отношение к цене, так как интерес её сбавить налицо:

«Я полагал, что вас, кроме денег, интересует пропаганда вашего супруга как художника. Вы имеете в нашем лице, может, единственную ситуацию.»

Натолкнувшись на спокойную реакцию, Лосев продолжает:

«Интеллигенция русская для народа, для просвещения жертвовала жизнью всей…» - с явным намеком на бескорыстное служение народу.

Бадин же в качестве аргументов выкладывает на стол советский и французский каталоги, где присутствует картина. Тем самым доказывая признание общесоюзного и международного уровня произведения.

Заканчивается всё даром городу. Другого финала трудно было бы ожидать во второй половине 1970-х. Продажа картин городу как-то не очень увязывалась с идеологическими установками, однако сам по себе процесс формирования цены художественного произведения интересен. Особенно в изложении такого мастера слова, как Даниил Гранин.

 

Попробуем подвести итог. Ценность картины, в след за ней и цена появились после того, как стало понятно, что на ней изображены не просто, река, не просто некий дом, а конкретное историческое место в конкретном городе. Дальше на цену картины уже влияли международное признание с подтверждением в виде французского каталога, опять же история. Серьезное влияние имели мировоззрение продавца и покупателя и господствующая в обществе система ценностей. Однако ключевым фактором стала именно история произведения.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА