Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ НОВИЧЕНКО О «ХИММАШЕ»

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: УРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ

Для человека нашего времени, погруженного в мелочи, вспомнить о титанизме ушедшей эпохи не грех. Есть небольшой греческий миф о простом человеке-пастушке, который узнает, что он сын Зевса, после чего становится героем - потому что наследие обязывает. 
Когда всё меняется, возникает потребность в вечном. Но как его удержать в стремительных переменах? Причем не просто в копии, не простом изображении, не в протоколе, а Духе Времени, застывшем Здесь и Сейчас. Кроме искусства таких средств нет. Как можно сейчас рассказать о предприятии, которого уже нет или оно изменилось до неузнаваемости? Только средствами искусства. 
Новиченко можно смело назвать титанистом от металлургии – его работы напоминают поэму о суровом и мощном времени, которого уже нет. Но отвлек его от верности металлургии «Химмаш» - советский феномен нефтегазового машиностроения.  
Серия о «Химмаше» в его творчестве стоит особняком. Потому что он рисковал.  
 
Во-первых, Новиченко создал серию картин, поняв, что одной тему «Химмаша» не исчерпать: слишком сложное производство, где его сердца и узлы сосредоточены в нескольких местах. В металлургических вещах ясно, где находится Сердце Титана – это Печь, вокруг которых все работает – и люди, и тепловозы, и трубы-гиганты: она бросает цвет накала и сердцебиения на всю композицию. А на Химмаше этого нет. Поэтому Новиченко делает цикл вещей, показывающий создание главного – огромной турбины. Новиченко поставил задачу изобразить не гигантское, а сложное. Это для художника составляет трудность. Изобразить понятное и простое гигантское, гораздо проще, чем великое, но сложное. Металлург у пылающей печи – уже герой, только сделай, а как изобразить огромный коллектив, который создает сложный продукт в разных местах? Их просто не собрать. Для художника это проблема. 
 
Во-вторых, это графика, что наводит на мысль, что Новиченко преодолевал себя, чтобы уйти от излюбленного изображения вибрирующего бордового накала металлургических композиций и перейти к чёрно-белой гамме. Но если уходит свет и цвет с их мощным семиотическим потенциалом, то должны придти композиционные решения. И Новиченко уходит от сосредоточия замысла на заднем плане композиции – к переднему плану: в серии о Химмаше всё главное сосредоточено на переднем плане. Об это говорит и титульная вещь – где фрагменты турбин входят на передний план. 
 
Главной особенностью серии я могу назвать использование крупного резца, который дал крупные черты всем композициям. Даже там, где нужны были детали, например, пропись человеческих лиц, Новиченко на это не пошёл. Пропись деталей «измельчила» бы замысел, который всё равно тяготеет к титанизму. Поэтому пропись лиц Новиченко заменяет энергией движения фигур, сделанной крупным резцом. Все удаленные фигуры энергичны, напряжены, сосредоточены. Те же лица, которые встали на передний план, получают стиль обелиска больше, чем портрета. Нет задачи отобразить индивидуальное, важнее – вечное – не похожесть, а монументальность. Поэтому пропись лиц также крупна, кратка – одной бороздой.   
Конечно, это вынужденное решение: можно было сосредоточиться на прописи лиц, но тогда они будут контрастировать с крупными контурами турбин и станков. А обобщённый резец дает впечатление, что гигантские турбины и люди – из одного прочного и несокрушимого материала, который, создается ощущение, будет работать вечно.
 
Новиченко оказался прав: эти люди работает до сих пор, они сильны и молоды. Искусство хранит их вечную молодость и мощь. 
ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА