Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

МИРНЫЙ ГЕРАСИМОВ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА

Картинки по запросу сельский врач фильмС некоторых пор я вполне профессионально изучаю кино. И уже практически рефлекторно начинаю искать в картине конфликт, проблему, вокруг которой строится сюжет. Вот и в этот раз я смотрел фильм Сергея Апполинарьевича Герасимова «Сельский врач» с таким настроем. Но, к своему удивлению, конфликта не обнаружил. Проблем также выявлено не было. Едва ли можно считать проблемой отсутствие воды в сельской больнице, если в конце концов бы проведен водопровод от артезианской скважины. А потом задумался: едва ли мастер такого уровня не понимал элементарных истин. Значит исключил конфликты и проблемы по другой причине. Давайте попробуем разобраться.

Сюжет фильма строится вокруг первых шагов на работе в сельской больнице выпускницы московского мединститута Татьяны Николаевны Казаковой. Старый главврач принял её поначалу настороженно, так как уже имел опыт общения с равнодушным к работе молодым специалистом, но его сомнения быстро рассеялись, когда он увидел, как посвящает всю себя работе новая коллега, как становится его твердой опорой и продолжательницей его дела. Заканчивается фильм приездом в больницу еще одного нового врача. Медицина в Горячем Ключе растет и развивается. А таких Горячих Ключей по стране сотни. И сотни специалистов приходят, чтобы спасать жизнь людей.

Тогда я задумался, а о чем этот фильм? В фильме люди болеют и выздоравливают, женятся и рожают детей. Сеют хлеб и строят водопровод. Отмечают дни рождения и выступают с докладами, делясь своим опытом работы. Ну, так ведь это сама жизнь. Из этого она состоит. И Герасимов сумел запечатлеть момент передачи Дела жизни одного поколения врачей новому. Арсений Иванович Арсенев 50 лет отдал сельской больнице. Начинал еще до революции[1]. Он создал её она стала его частью, как и он её. Поэтому он болезненно относится к тому, что находятся такие, кто позволяет себе указывать на отсталость. И поэтому же он радуется, когда видит, что появилась молодая смена, готовая взять и развивать его дело. Уже практически без его участия врач Казакова оказывает всю врачебную помощь и добивается прокладки водопровода.

Интересен эпизод, когда новый врач Темкин халатно отнеся к осмотру пациента и вместо того, чтобы лечить язву, вырезал ему аппендицит. Хорошо, что вмешался более опытный хирург, заведующий райздравотделом Кулик и больной не погиб. Однако это послужило жестоким уроком и молодой человек начал меняться в лучшую сторону. Интересен диалог между Куликом и Арсеньевым, после того, как они строго отчитали и выпроводили Темкина за дверь. Оказывается Кулик – ученик Арсеньева и сам когда-то побывал в такой ситуации, но тогда на выручку пришел Арсений Иванович. Сейчас они вспоминали об этом с улыбкой. Жизнь идет и где-то даже повторяется.

А чего нет в фильме? В нем нет Войны. В фильме 1951-го года, рассказывающем о послевоенной деревне нет упоминаний о войне. Только один раз врач Казакова оговаривается, что поздно закончила институт из-за того, что была медсестрой на фронте[2]. И всё. Нет инвалидов, нет вдов, нет памятников и обелисков. Даже боевые ордена почти не появляются в кадре. Это не соответствует действительности? Возможно. Но зачем лишний раз напоминать о войне тем, кто только что её одолел? Кто радуется мирной жизни? Фильм о жизни, а не о её противоположности. Страна оправляется, отстраивается. К чему лишний раз напоминать? Она сама о себе напомнит и без кино.

 

Однако фильм интересен и как документ истории кино. Например, это первый фильм, в котором снялась Клара Румянова[3] и первый фильм, в котором она озвучила ребенка. Когда нужно было записывать плач новорожденного, «исполнитель» уснул и Румянова взялась озвучить. Потом именно этот плач вошел в фильм.

Одну из своих первых ролей в фильме исполнила Инна Макарова. Это не роль первого плана, но и такую непосредственность нужно было сыграть. В течение нескольких минут, что называется, «не со зла», обидеть человека недоверием, спутать его имя и тут же пригласить в гости. Что и говорить, герасимовская школа значит очень многое.

Да и в целом актерский ансамбль подобран, что называется, один к одному: Григорий Белов, Всеволод Санаев, Владимир Гуляев и многие другие мастера советского экрана.

 

Кроме того, фильм интересен и как документ политической истории нашей Родины. Сталин в нем не упомянут вслух ни разу. Разве что в виде подписей под цитатами на стене зала заседаний, и барельефа над президиумом. Ну, так это обычная составляющая наглядной агитации советских времен. Предполагать, что картина была «обновлена» в 1960-е не приходится, так как тогда вырезали бы цитаты и подчистили барельефы. Техника уже позволяла делать такое. О каком «Культе личности» и «безудержном восхвалении» можно говорить?



[1] Факт появления в кадре «старорежимного» врача интересен. Получается традиция сельской медицины не вполне советская, а русская. Так?

[2] К слову, исполнительница роли Татьяны Николаевны Казаковой – Тамара Федоровна Макарова с мужем до 1943-го года оставались в блокадном Ленинграде и сама некоторое время была медсестрой.

[3] Дети всех возрастов, думаю, легко узнают голоса Малыша из «Карлсона, который живет на крыше» или Чебурашки и многих других.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА