Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

«ЖУРНАЛИСТ» И ЕГО МОРАЛЬ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА

С развитием журналистики встал вопрос о морали самого журналиста. Нас интересует природа этой проблемы – почему она возникла – и её разрешение. Третий момент – имеет ли отношение мораль к профессиональной судьбе журналиста. 

В чем суть проблемы, если не обращаться к фильму Сергея Герасимова «Журналист»?

Дело в том, что журналист сразу стал представителей т.н. свободной профессии. Но свободность трактовалась пространственно – то есть он мог перемещаться в отличие от токаря по огромным пространствам. Но именно это наложило печать: перемещение в пространстве территорий позволило перемещать мысли и слова. Разнотемье позволило смотреть на вещи со всех позиций – «и прачки, и собачки, и министра, и таксиста». Отсюда родилась удобопревратность и беспринципность журналистского сознания, что было замечено давно и стало предметом размышления, поскольку беспринципность стала касаться не только образа мыслей, но и образа жизни. Но почему это стало проблемой?  

Молодой броский столичный журналист Юрий Алябьев (актёр Юрий Васильев) приезжает в небольшой уральский провинциальный город (уральская часть снималась в городе Миассе) с журналистским расследованием, знакомится с молодой девушкой Шурой Окаемовой (актриса Галина Польских) предлагает интим, не получает ответа и уезжает. Во второй серии его отправляют в мир соблазнов и титулов – на Запад (Женева, Париж, Лондон), где он берёт интервью у по тем временам сверхзнаменитой Анни Жирардо. Западный мир не показан дурным, но постоянно есть ощущение, что «что-то не то». И главный герой это постоянно чувствует. Притом, что вокруг настоящие знаменитости, но что-то ненастоящее в них есть.

Фильм снят в шестидесятых, в 1967 году, поэтому огульного очернения Запада нет, есть серьёзное размышления режиссера Герасимова, в чем суть свободы, что она может дать, и приходит к обычному по тем временам наблюдению, что аморальное поведение и его стандартные признаки – женщины+вино+игра, - влечёт за собой аморальное слово, которое губит журналистику вместе с журналистом. Именно этот тезис и хотелось бы продумать: влияет ли аморальное поведение на журналистику – выдумка это или знак профессиональной непригодности?

 

Если считать, что признаком свободы является любое-писание и писание-о-любом, то с профессиональной точки зрения ясно, что охватить все невозможно, поэтому в этой части качество журналистики ущербно. Заметим, что в некотором смысле главный герой противопоставляется журналисту из городской газеты Реутову (актёр Сергей Никоненко), который звезд с неба не хватает, но делает нужную работу для множества людей – рабочих, служащих города. Не надо забывать, что быть опубликованным в газете означало получить награду – славу и известность. Печать в те времена, когда было мало телевизоров и не всегда было интересно радио, становилось формой необычайного поощрения – и в этом была значимость малой печати в малых городах. Люди хранили вырезки о себе пачками – это была целая культура – хранить вырезки из газет по значимым явлениям и событиям, в деревнях даже вешали на стенку. Поэтому журналист в таких городах был небожителем, приближенным к земле. Действительно, это была «народная журналистика», причем  по преимуществу касающаяся действительных, а не мнимых достижений. Причем журналисты очень хорошо знали тему – свой Город и его предприятия во всех деталях. Для Герасимова эта форма журналистики была ближе и понятнее. Как и идейность её. Алябьев на западе спорит в пользу СССР, возвращается в Горноуральск и делает предложение Шуре. Позиция Герасимова понятна.

 

Но на сей момент эта проблема обостряется. Является ли вольность, безыдейность (мол, какие идеи в новостях?) и беспринципность свойством профессии? Герасимов отвечает фильмом: нет, корневое проникновение в почву страны, сильные идеи  – вот что даёт силу журналистике и вдохновляет её. Но тем не менее, вопрос открыт. И он открыт лично для каждого: либо углубляться в суть дела, в почву, либо скользить по верхам, не понимая сути дела и не зная, о чем пишешь (снимаешь) без всякого смысла и изюминки.   

На самом деле, я часто наблюдаю таких журналистов. Вот девушка снимает в частной галерее. Первое: нет никакого интереса к картинам. Второе: никакого интереса к событию: «давайте побыстрее, у нас пять минут», что-то броское, два слова в камеру – всё. Понятно, регламент, но меня удивляют банальные вопросы, самый продвинутый из которых – «Ваши планы». Ни разу не услышал вопросов о качестве картин, стилистике, значимости и проч. Отсутствие интереса к материалу со стороны журналиста делает материал неинтересным, беззубым, бескрылым, бездушным. 

 

О журналистике можно судить и по аналогии с кино: вот «Журналист» - классика, поставил вечную проблему, поэтому интересен и актуален до сих пор. А тысячи проходных фильмов забыты навсегда. Но внутренняя коллизия у журналиста остается: как писать о вечном в мгновенном? Как в текучке запечатлеть что-то прочное?  

Что можно сказать? Борьба за профессию продолжается.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА