Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

АГАРНАЯ СФЕРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ИТОГИ ЗА 31 ГОД ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ (1985-2016 гг.)

Печать

Автор: Третьяков А.П. Категория: Третьяков А.П

Период для научного исследования с 1985 по 2016 гг. принят не случайно, т.к., во-первых,  в соответствии с демографическим понятием  за тридцать лет возникло новое поколение людей, а во-вторых, и это главное, за данный период изменилась коренным образом общность  людей  в России. В результате рыночных реформ в стране произошла смена общественно-экономической формации общества: от социализма к капитализму.

А началом коренных социально-экономических преобразований в стране  стал 1985 год, когда в апреле 1985 года на Пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза  (ЦК КПСС), правящей партии в условиях однопартийной системы,  был провозглашен курс на «ускорение развития народного хозяйства», на «перестройку системы управления экономикой». Масштабные экономические реформы в СССР были вызваны многими причинами, но одной из главных из них являлся системный (постоянный) дефицит потребительских товаров по всей стране, в первую очередь продовольствия.

К 1989 г. стало ясно, что попытка реформирования экономики в рамках социалистической системы провалилась. В конце 1980-х годов страна всё глубже погружалась в пучину хронического товарного дефицита (особенно продовольственного) и общего экономического кризиса. В июне 1990 г.  Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. - «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

С1991 года, в ходе реализации рыночных реформ, социально-экономический строй России  начинает приобретать черты капитализма. За прошедшие годы (1985-2016 гг.) реализации реформ в России произошли масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни. Исследуемый период является одним из самых сложных, трудных, противоречивых и недостаточно изученных в новейшей истории России и одновременно наиболее богатым за последнее столетие (1917-2017гг.) не только значительными социально-экономическими реформами, но и яркими политическими событиями в жизни, как всей страны, так и ее регионов, в т.ч. Свердловской области. В результате произошедших социально-экономических и политических потрясений за данные годы в жизни граждан России, возникло множество различных мифов о том, в каком обществе мы сейчас живем в сравнении с 80-тыми годами прошлого столетия.

Из всех произошедших изменений в политической, социальной, экономической, культурной, духовной  жизни Свердловской области  в научном исследовании рассмотрены только отдельные социально-экономические направления, связанные с развитием  аграрной сферы Свердловской области.

Актуальность рассмотрения развития именно сельского хозяйства определяется тем, что среди всех жизненно важных вопросов, обеспечение продовольственными ресурсами является основополагающим для человека.

В соответствии с теорией мотивации потребностей человека, американского  ученого А. Маслоу (1908—1970гг.) или Пирамидой приоритетов  потребностей,  в основе жизнедеятельности каждого человека находится  удовлетворение физиологических потребностей и в первую очередь – утоление голода. Только когда человек сыт, то у него возникает мотивация к  другим потребностям более высокого уровня: комфорту, общению, трудовой и социальной деятельности, достижению успеха, признанию, духовным потребностям.

Для достижения экономического благосостояния страны, для более высокого уровня развития науки, производства, медицины, образования, культуры, спорта, а также независимости государства и свободы населения, в первую очередь требуется качественное и полноценное питание в России, которое должно быть физически и экономически доступно для всех  слоев населения в каждом регионе страны [1].

В предлагаемом научном исследовании сделана попытка показать на примере Свердловской области,  какие результаты достигнуты по отдельным социально-экономическим показателям в  аграрной сфере в ходе проведенных масштабных реформ в России за 31 год.

Материал исследования охватывает следующие направления в аграрной сфере Свердловской области:

  1. 1.Демография сельского населения.
  2. 2.Занятость и уровень жизни сельского населения.
  3. 3.Организационно-правовые формы сельхозпредприятий.
  4. 4.Земельные ресурсы.
  5. 5.Объем производства сельхозпродукции.
  6. 6.Социальная инфраструктура сельских территорий.

 В данной статье представлено первое направление: тенденции и итоги демографической ситуации в Свердловской области за период с 1985г. по 2016г.

Полное раскрытие темы исследования невозможно без рассмотрения, в первую очередь, основных тенденций демографической ситуации  в сельской местности сложившейся за анализируемый период, т.к. демография касается наиболее важных сторон жизни сельских территорий  – воспроизводства поколений людей, роста численности и увеличения продолжительности жизни сельского населения.  Важно то, что демографические показатели отражают социальную (качественную) сторону проводимых аграрных реформ, ибо только одни экономические (количественные) показатели, которые чаще всего показываются  как приоритетные при определении главных задач реформ и учитываются при их достижении, не могут объективно дать  конечную оценку проведенных реформ. 

За 31-летий период проведения реформ с 1985 года по 2016 год  общая численность населения Свердловской области уменьшилась на 335 тыс. человек или на 7,8% и составляет - 4,33 млн. чел. (на 01.01.2017г.), при этом за рассматриваемый период, по статистическим данным Свердловскстата, численность жителей в сельской местности увеличилась на 31 тыс. человек или на 4,9% и составляет на 01.01.2017г.  - 665,4 тыс. человек (в 1985г. численность составляла - 634 тыс. чел.) [2,3].

Доля жителей сельской местности в общей численности населения региона за 31 год возросла  с 13,8% (1985г.) до 15,4% (2016г.). Динамика изменения доли сельского населения в общей численности населения Свердловской области по отдельным годам приведена в табл.1.

Табл.1. -  Динамика изменения доли сельского населения в общей численности населения Свердловской области по отдельным годам

 

1959

1970

1980

1985

2004

2005

2016

Доля сельского населения в общей численности населения области, % 

24,0

19,3

14,8

13,8

12,0

16,9

(11,9)*

15,4

(10,5)*

Примечание: данные в таблице, показанные в скобках и отмеченные * за 2005, 2016гг.  – это доля сельского населения без учета административного фактора (увеличение сельских населенных  пунктов за счет изменения категории городских поселений на сельские)

 

 Однако статистический прирост сельского населения получен за счет административного фактора, вследствие изменения категории (статуса) некоторых городских населенных  пунктов на сельские в период проведения муниципальной реформы в регионе в 2004г. И в результате данного технического фактора статистическая численность сельских жителей сразу в одном году увеличилась на 211 тыс. человек или более чем на одну треть (на 39,7%). Если данный административный фактор не принимать во внимание, то численность сельского населения за рассматриваемый период 1985-2016гг. значительно снизилась - на 180 тыс. человек или почти на одну четверть (на 23,4%) и фактически составила бы в 2016 г. - 485,4 тыс. человек (без учета административного фактора).

Снижение численности сельского населения в период рыночных реформ происходило как за счет естественной убыли населения, так и миграционного оттока в город.  

Коэффициент естественного прироста сельского населения (показывает на сколько увеличилась или уменьшилась численность населения за счет естественных факторов: рождаемости и смертности, в расчете на 1000 чел.) составлял в 1985г. - прирост  3,3‰, а затем с начала 90-х годов и до середины 2000-х происходит демографический коллапс, резкое падение рождаемости и рост смертности населения. В отдельные годы, например, в  2004г. убыль сельского населения составляла 6,4 ‰, а в 2005г. убыль 9,0 ‰. Динамика естественного прироста, убыли сельского населения Свердловской области за период с 1980 г. по 2016г. на 1000 человек приведена на рис. 1.

На графике обращает на себя внимание демографическая «яма», что является результатом значительного снижения рождаемости и роста смертности в середине 1990-х и начале 2000-х годов.

 Динамика родившихся и умерших на 1000 чел. сельского населения Свердловской области приведена на рис.2.

 

 

 

 

Рис. 1. Динамика естественного прироста, убыли (-) сельского населения

Свердловской обл. за период с 1980 г. по 2016г. на 1000 человек, ‰.

 

 

 

Рис.2. Динамика числа родившихся и умерших на 1000 чел. сельского

населения Свердловской области, чел.

 

Начиная с 2007г. происходит постепенное, ежегодное увеличение рождаемости и снижение смертности сельского населения. 

В течение двух лет в 2013, 2014гг. наблюдается естественный прирост сельского населения, однако с 2015 года, в соответствии с данными Свердловскстата [2], рождаемость вновь падает, смертность возрастает и происходит убыль сельского населения (в 2015г. убыль сельского населения 2,3 ‰, в 2016г. – 3,1‰). Таким образом, на графике можно наблюдать за исследуемый период, так называемых, два «демографических креста» сельского населения (пересечения линий на графике, когда смертность начинает продолжительный период превышать рождаемость). Один большой «демографический крест» с центром в середине девяностых, который публично называют «Русским крестом» и малый крест с центром в 2015г., который можно назвать «сельским крестом», т.к. в 2015, 2016гг. смертность превышает рождаемость только на  сельских территориях Свердловской области.

 Публичное название «Русский крест» коротко и точно дает негативную оценку результатов проведенных рыночных реформ в начале 1990–х годов, в итоге которых катастрофически обвалился жизненный уровень населения, как в целом по стране, так и в Свердловской области и особенно сельского населения. Подробному анализу уровня жизни сельского населения  Свердловской области за период реформ специально посвящен следующий раздел исследования.

Необходимо отметить, что за весь исследуемый период показатель ежегодной рождаемости в сельской местности имел значения значительно выше, чем в городах, за исключением 2015 и 2016гг. Однако, если в середине 1980-х годов рождаемость в сельской местности среднем превышала рождаемость в городах  в 1,5 раза, то за период с 2007г. по 2014г. только на 12,3%. Так рождаемость в сельской местности в 1985г. составила 18,2 чел. на 1000 чел. населения, а в городах – 10,7 чел., а за период  с 2007г. по 2014г. в сельской местности 14,6 чел. на 1000 населения, а в городах – 13,0 чел. При этом и смертность в 1985г. в сельской местности превышала в 1,4 раза (на 39,3%) городскую (14,9 чел. на 1000 чел. сельского населения  и 10,7 чел. городского населения). А за период с 2007г. по 2016г.   в сельской местности превышение смертности составило только 17,9 % (соответственно 16,5 чел. на 1000 чел. сельского населения  и 14,0 чел. городского населения).

Таким образом, только за период с 2000г. по 2016г. естественная убыль сельского населения составила – 44,3 тыс. человек или 8,0% к уровню 2000г. (для сравнения естественная убыль городского населения составила за этот же период 191,5 тыс. чел. или 4,8%).

Миграционный отток сельского населения за указанный период (с 2000г. по 2016г.) составил  - 64,8 тыс. человек, что в 1,5 раза больше чем естественная убыль. 

Миграционный отток с сельских территорий не снижается и составляет ежегодно от 4 до 5 тыс. человек или около 1% от общей численности сельского населения в год. 

Таким образом, за рассматриваемый период (с 1985г. по 2016г.) имеет место продолжение процесса урбанизации в Свердловской области (рост доли городского населения за счет снижение численности сельского населения).

Если с середины 90-х годов и до 2007г. происходит значительное снижение численности сельского населения и за счет миграционного оттока, и за счет естественной убыли населения, что является результатом реформ  по переходу к рыночной экономике, то к 2014г. демографическое состояние сельского населения по естественному приросту в основном восстановилось.

 Однако, в результате экономического кризиса в России с 2014г., когда происходит ежегодное снижение реальных доходов, как городского, так и сельского населения Свердловской области в течение трех последних лет. И  в общем итоге (по официальным данным Свердловскстата) за 3 года (2014-2016гг.) снижение реальных доходов населения составило 16,8% к уровню 2013г.

В результате обнищания населения в последние годы, а также с учетом значительного сокращения количества сельских медицинских учреждений, в результате проводимых реформ с начала 1990-х годов, произошло резкое снижение уровня рождаемости и повышения смертности сельского населения в регионе в 2015, 2016гг.

 Приведенные факты свидетельствую о том, что в результате проводимых реформ не достигнуты цели по стабильности повышения качества и уровня жизни сельского населения и поэтому требуется менять на государственном уровне методы, подходы, инструменты и механизмы проводимых реформ в аграрной сфере. 

Следует отметить, что в паспорте Федеральной целевой Программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в перечне основных задач отсутствует  комплексное направление по улучшению демографической ситуации сельского населения, а в целевых показателях Программы отсутствуют целевые демографические индикаторы до 2020 года[4].

Основной целью «Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ до 2030 года»,  утвержденной Правительством РФ от 02.02. 2015 г. № 151–р, является обеспечение стабильности повышения качества и уровня жизни сельского населения, однако в целевых показателях предусматривается снижение численности сельского населения в стране за 15 лет (2016-2030гг.) на 1,9 млн. человек или на 5,2% к уровню 2015г. Снижение численности сельского населения предусматривается как за счет естественной, так и миграционной убыли населения[5]. 

Понятие «Качество жизни населения» является интегральной оценочной категорией, в состав показателей которой в обязательном порядке входят демографические показатели, как одни из основных оценочных показателей.  Поэтому, если Стратегия нацелена именно на повышение качества жизни, то утвержденные в ней целевые показатели  по демографии должны быть также положительные, и нацелены на естественный прирост сельского населения и снижение миграции, а не наоборот, как записано в действующем документе.

В качестве примера можно привести основные комплексные показатели методики определения качества жизни в регионах РФ рейтингового агентства «РИА Рейтинг»:

1. Уровень доходов населения;  2. Занятость населения и рынок труда;

3. Жилищные условия населения; 4. Безопасность проживания;

5. Демографическая ситуация;  6. Экологические и климатические условия;

7. Здоровье населения и уровень образования; 8. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; 9. Уровень экономического развития;

10. Уровень развития малого бизнеса;

11. Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры[6].

Исходя из приведенных выше показателей, только при положительных демографических показателях регион может рассчитывать на высокую оценку качества жизни в рейтинге.

Свердловская область по демографическим показателям «Рейтинга качества жизни -2016» (проведенного «РИА Рейтинг») из 85 регионов РФ занимает  позиции выше среднего уровня, но в 2016 году имеет место тенденция по ухудшению демографической ситуации в регионе:

- естественный прирост (убыль) населения – 42 место (2015г. – 40 место);

- миграционный прирост (убыль) –24 место (2015г.- 19 место);

- изменение численности населения за три последних года – 31 место (2015г- 26 место).

В целом по результатам всех учитываемых в рейтинге показателей по качеству жизни в 2016г. (среди 85 регионов страны) Свердловская область занимает достаточно высокую позицию – 12 место, но ниже чем в 2015г. (10 место). Таким образом, ухудшение демографической ситуации в регионе   привело к снижению итоговой позиции региона по качеству жизни.

Поэтому, как в целом по России, так и по Свердловской области, требуется разработка эффективной государственной демографической политики, в первую очередь в аграрной сфере, которая смогла бы направить демографический вектор на прирост населения и повысить естественный прирост сельского населения хотя бы до уровня близкого к  1985году.

Литература.

1. Семин А.Н., Третьяков А.П. Аграрный сектор экономики в системе продовольственной безопасности  государства. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2016. – С.44.21.

2. Свердловскстат. Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/

3. Статистический сборник Свердловская область в цифрах. 1981-1985 годы: Стат.сб.-Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987.-128 с.

4. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598. Режим доступа: http://base.garant.ru/70419016/#ixzz4j9NQo05t)

5. «Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ до 2030 года»,  утверждена Правительством РФ от 02.02. 2015 г. № 151–р.

Режим доступа: http://base.garant.ru/

6. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»: Рейтинг регионов России по качеству жизни – 2016г. Режим доступа: http:// www.riarating/ru

 

Контактная информация:

 Третьяков Анатолий Петрович,

  e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ТРЕТЬЯКОВ А.П. АГАРНАЯ СФЕРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

ТЕНДЕНЦИИ И ИТОГИ ЗА 31 ГОД ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ (1985-2016гг.)

В статье, на примере Свердловской области, дается анализ демографической ситуации в аграрной сфере за период проведения социально-экономических реформ, проводимых в России с 1985года по 2016 год. Показаны демографические тенденции в сельской местности, дается оценка влияния реформ на качество жизни сельского населения. Даны предложения по изменению вектора государственной демографической политики.

 

TRETYAKOVA. AGARNAJaSCOPEofSVERDLOVSKREGION: trendsandRESULTSforthe 31 YEARofREFORMS (1985-2016gg.)

 In an article on the example of Sverdlovsk region, provides an analysis of the demographic situation in the agrarian sphere during the period of socio-economic reforms in Russia with 1985goda in the year 2016. Showing demographic trends in rural areas, an assessment of the impact of reforms on the quality of life of the rural population. Suggestions to change the vector of State population policy.

Данная статья опубликована в журнале:

Агропродовольственная политика России. Екатеринбург: 2017. № 6. С. 82-87.

 

УДК 338.46

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА