Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ДОБРУЮ ВЕСТЬ ПРИНЕС ТАНК.

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: ТАНКИ ПОБЕДЫ программа

Жаворонок – символ весны, символ доброй вести. Маленькая птичка почти не видимая на своей небесной высоте несет радость людям. Танк – не птица, он вообще не приспособлен к полету, однако принести добрую весть, стать жаворонком не по полёту, но, по сути – может. Это и показано нам в фильме «Жаворонок», снятом в 1964-м году на «Ленфильме» режиссерами Никитой Курихиным и Леонидом Менакером.
 
Сюжет фильма построен на истории побега группы военнопленных на танке Т-34, который немцы использовали в качестве живых мишеней при испытании своих противотанковых пушек. В один момент, экипаж сымитировал попадание в машину, а когда немцы расслабились – сделали рывок. А дальше – свобода и путь по Германии. Центральными эпизодами фильма, на мой взгляд, выглядят встреча с советскими женщинами, угнанными на работы в Германию и «визит» в тихий немецкий городок.
О том, что переживает человек, угнанный в рабство, оторванный от Родины, не знающий, а живет ли Родина вообще … И вот Родина поддет весть. В самой середине Германии, по полю немецкой помещицы, по ровным посевам широкими гусеницами идет советский танк. И это 22 июня 1942-го. Через год после начала Войны. Когда весы истории колеблются. Да, машина скрылась в дали. Да, осталась немка-помещица. Но остались и следы на пашне. Осталась вера, что пусть не сегодня, не завтра, но придут десятки, сотни таких же тридцатьчетверок, чтобы покончить с ненавистным рабством.
Советская машина входит в тихий немецкий городок. Здесь понятия не имеют, что война может прийти и на их уютные улочки. Война где-то далеко. Почти на краю света, в холодной, заснеженной России, населенной недоразвитыми славянами. А она пришла. Вторглась. Та война, что вы, немцы принесли на советскую землю, вернулась к вам. Рухнул памятник на площади, что стоял здесь вроде бы всегда. И в вашу пивную, где вы привыкли под пиво обсуждать успехи Вермахта на Востоке, как хозяин входит тот самый «унтерменш». Держитесь, гитлеровцы! Еще не то вас ждет!
 
Интересен состав экипажа танка. Откровенно говоря, с точки зрения холодной логики не понятно, зачем немцам комплектовать полностью экипаж танка-мишени? Для того, чтобы вести машину достаточно одного механика. Явно экипаж «комплектовался» авторами сценария и каждый занял в нем свое место.
Иван – ас механик-водитель и фактически командир экипажа. Попал в плен относительно недавно и успел увидеть, что немцев можно бить. У него больше всего духа. Он организовывает побег и потом ведет за собой экипаж.
Петр – битый, надломленный первыми поражениями войны и пленом танкист. Он не сломался совсем, не разуверился в Родине, но уверенность в победе – утратил. Скорее от безнадежности, чем с конкретной целью пытается мелко вредить немцам. И именно с целью дать ему уверенность в победе, дать почувствовать, как немцы боятся, посмотреть в их напуганные глаза, Иван отправляет его за пивом. Дело не в пиве. Петр должен зайти в пивную в самом центре Германии как победитель, когда за спиной у тебя пусть не вся мощь советской страны, а всего лишь один советский танк. И Петр изменился. Надо было видеть, как горели его глаза. Как он рассказывал о происходившем в пивной[1]. Он переломился и стал победителем.
Алексей – он молод, фактически не видел жизни. И учится жить у тех, кто кое-что повидал. Там где Петр вынужден подниматься из глубины разочарования, Алексей начинает с нуля. Ему еще предстоит научиться и встать рядом с Иваном и Петром.
Француз, совершенно не понимающий по-русски, откровенно говоря, выглядит несколько притянутым. Но если учесть, что фильм снимался в середине 1960-х, когда СССР активно дружил с Францией, то появление в экипаже француза – бывшего интербригадовца[2] вполне логично. Некий реверанс союзнику, - действующему и бывшему по антигитлеровской коалиции, - вполне уместен.
Полноправным членом экипажа нужно считать и танк[3]. Созданный советским народом, он стал для беглецов домом, защитой и островком Родины, Частью той сокрушительной мощи, которая еще обрушится на агрессора.
 
История Великой Отечественной войны знает случаи, когда наши воины бежали из плена на трофейной технике. Один из наиболее известных случаев – это побег Михаила Девятаева и его товарищей на бомбардировщике He-111 с острова Узедом через море[4]. Тогда самолет преодолел почти 300 км и приземлился на территории, освобожденной нашими войсками[5]. Но одно дело самолет, который в принципе рассчитан на дальние расстояния[6] и летит в небе, где нет оврагов и болот; другое – танк, который в идеальных условиях, – по шоссе, - на одной заправке идет 400 км, а по местности – всего 200. И это при полной заправке, а в условиях полигона, немцы явно заправляли машины-мишени не «под горловину». Поэтому судьбу экипажа не трудно предсказать. До своих им добраться не удалось. Если машину не расстреляли из аэродромных зениток[7], то горючее скоро закончилось. И танк встал, умер, превратился в мертвое железо. Он больше не может нести и защищать. А от СС-овцев с собаками, для которых поймать этих беглецов стало делом приницпа, никто не уходил.
Но свободу люди почувствовали. Почувствовали, что немцев можно бить. Увидели, как немцы делают «Хенде Хох». И принесли весть. Добрую – женщинам, угнанным на работу в Германию и весть о неминуемом возмездии - гитлеровцам.

Книги автора можно приобрести здесь

[1] Здесь актер Геннадий Юхтин оказался на высоте своего амплуа.

[2] Интербригады воевали в Испании на стороне республиканцев.

[3] Здесь отдадим должное специалистам по реквизиту. Всё-таки в 1942-м году действует танк Т-34-76, а не его более поздние модификации, как во многих других фильмах о войне того времени.

[4] Есть информация о еще минимум двух случаях побега из плена на самолете: Н.К.Лошаков в 1943-м и С.И. Вандышев в 1945-м

[5] Стараниями либеральных деятелей от искусства, был создан миф, что бежав из лагеря немецкого, Михаил Девятаев и его товарищи попали лагерь советский. Но это не так. Они действительно прошли проверку, как все бывшие военнопленные, после чего были направлены в войсковые части. Сам Михаил Девятаев уже после войны, с подачи С.П. Королева, за помощь при разработке ракетной техники был удостоен звания Героя Советского Союза.

[6] Дальность бомбардировщика He-111 составляла 1500 км.

[7] Зенитное орудие – мощное оружие против танков. Особенно если танк не может стрелять в ответ.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА