Нужно ли учить детей с первого класса финансам и акционированию?
Выступление на заседании Изборского клуба от 13.06.2019.
Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Сенека
А действительно ли нужна массовая финансово-акционерная грамотность населения? Скорее всего, да. По следующим причинам:
- 1.Населению необходимо владеть знаниями, навыками и установками в сфере финансово-акционерного поведения.
- 2.Используя эти знания, люди могут улучшить свое благосостояние и повысить качество жизни.
- 3.Население сможет приобрести способности и уверенность в управлении личными финансами через краткосрочные решения и долгосрочное планирование.
- 4.В конечном счете это повлияет на жизненные события и экономические условия каждого человека и общества в целом.
Кто же занимается финансово-акционерной грамотностью нашего общества?
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Центральный банк РФ;
- образовательные и исследовательские институты;
- аналитические центры;
- экспертное сообщество НИУ ВШЭ и т.д.
Например, в России работает проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
В 2019 году была проведена оценка финансовой грамотности в 20 странах. Средний показатель россиян составил 12,12 балла из 21 возможных баллов.
Существует такое понятие, как самооценка финансовой грамотности. Это, конечно, субъективная оценка, но она очень важна в период экономических кризисов. Оценивается она по 5-ти бальной системе. Основной вопрос – считаете ли вы себя финансового грамотной человеком? Отличные/хорошие знания и навыки получили – 12 %, удовлетворительные – 50 %, неудовлетворительные – 38 %.
Отдельно рассматривается финансовая грамотность детей. По результатам исследований почти 2/3 (63 %) детей, имеющим банковскую карту, известно про такую меру защиты от мошенников, как хранение карты отдельно от наличных. 61 % знают о СМС-информировании и возможности отслеживать с помощью него операций по банковской карте. По данным опросов ВЦИОМ среди 15-17-летних школьников каждый пятый (20 %) считает свою осведомленность в финансово-экономической сфере недостаточной и хотел бы получить дополнительные знания в этой области.
Так с какого же возраста надо начинать обучать детей основам финансовой грамотности и акционирования? Существуют разные точки зрения.
Есть точка зрения, что начинать надо как можно раньше – с детского сада. Лично я придерживаюсь мнения, что начинать обучать этим знаниям лучше в начальной школе, но не с первого класса, а когда дети научатся читать и считать. В школе есть предметы, которые изучают окружающий мир, в рамках этого курса можно ввести модуль по основам финансово-экономической грамотности. Кроме того, надо усложнять содержание этого модуля с переходом из класса в класс.
Можно прогнозировать, что эта приобретенная финансово-экономическая грамотность будет способствовать принятию дальнейших верных решений в процессе построения и расходования личных финансов.
Системное обучение финансово-акционерной грамотности населения позволит:
- снизить финансовые риски;
- сделать вложения денежных средств более рациональными;
- актуализировать важность усилий самого человека.
Однако, только одна финансово-акционерная грамотность населения не снимет остроты вопроса. Со стороны государства потребуется система мер по созданию здорового финансового климата для населения.