1. деградация рейтинговой системы
Неприятные скандалы, которые сопровождают крупнейшие рейтинговые агентства, говорят о кризисе современной рейтинговой системы. На слуху бесконечная критика Moody's, FitchRatings, Standard & Poor's.
Это показательно, поскольку скандалы в столь тихой сфере, сфере вроде бы специфического анализа, экспертизы, оценки, не должны выходить на публику, но конфликты интересов сегодня настолько велики, что скандалы преследуют агентства по всему миру.
Главной причиной стало то, что рейтинговые агентства перестали быть рейтинговыми агентствами и превратились в психоделические службы, политизированность, тенденциозность и необъективность которых уже бросается в глаза всем: агентства в течение недели могут сменить положительный рейтинг на мусорный, причём без видимых причин, а главное объяснений. Это несомненный признак деградации рейтинговой системы.
2. рейтинговая конкуренция
В чем же причина деградации? Возник парадокс – один из ключевых рыночных механизмов, обеспечивающих конкуренцию, остался без ... конкуренции. Монополия американских агентств, которые вместо (хотя бы) взаимной конкуренции создают блок, этакое рейтинговое НАТО, напоминают уже военную организацию, давно забывшую о своей функции – оценивать реальную стоимость и инвестиционную перспективу экономических и политических субъектов.
Конечно, у американских компаний свой резон – мы работаем на наши деньги. А не на ваши. Не нравится наш подход – создайте свою рейтинговую систему.
У нас нет выхода.
3. методики для конкуренции
Рейтинговая конкуренция начинается с конкуренции методик. Понятно, что конкуренция будет происходить в рамках меры учёта оценочных факторов и признаков: у кого количество и качество учета факторов, их взаимная увязка будет успешнее, у того и оценка и прогноз будут адекватнее.
4. важность отечественной рейтинговой системы
Необходимость отечественной рейтинговой системы необходимо ещё и для того, чтобы относительно оценки знать сумму недостатков, подлежащих погашению. Ведь, чтобы конкурировать вовне, нужно организовать верную конкуренцию внутри страны.
Именно в этот момент возникает необходимость учёта преимуществ и оценки внутри региона. Тот есть отечественная рейтинговая система должна строиться «снизу» - каждый регион должен выдвинуть свою рейтинговую матрицу и систему оценки, чтобы от конкуренции самооценок придти к конкуренции объективных оценок.
5. мировая рейтинговая система начинается с региона
Объективное развитие рейтинговой культуры, восходя от региональной самооценки к глобальной, позволяет и региону, и населению (народу) посмотреть на себя объективно - перейдя от эгоистической самооценки к оценке себя - относительно глобальных параметров и уровневых критериев. Это позволит определить реальный уровень регионов и стран, который снимет всякую тенденциозность и предвзятость. При этом не надо забывать, что этим регион может защитить свои преимущества в перераспределении федеральных средств.
Это значит формирование рейтинговой системы начинается с региона.
6. отечественное рейтинговое законодательство
Чтобы участвовать в мировой рейтинговой политике, а тем более формировать Рейтинговую конвенцию, следует сформировать собственное рейтинговое законодательство. Этот значит необходимо работать над Законом о Рейтинговой политике России. Это станет первым шагом в формировании Рейтинговой Конвенции.