Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ТАЙНЫ СТАЛЬНОГО ЗМЕЯ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Магнитов Сергей Николаевич

1.

Как изобразить динамику и статику одновременно? Как отразить монументальность и жуткие вибрации опасного производства? Как одновременно показать торжественность, красоту процесса и его жутковатую природу – работу со змееобразной жутью горящего металла?

 

Вторая серия вопросов: Как дать обобщение в простом? Как элементарное сделать крупным символом?

Советские художники, как правило, останавливались на статике, монументальности, красоте и мощи металлургии, могучей плавки и практически никогда в картинах не было дыхания опасности, жути, передаваемого ощущения, что вот-вот - и этот кипящий змей отхватит у тебя ногу или руку. Всплески огненного металла напоминают ядовитые, жестокие и стремительные языки жутких змеюг.   

Так вот я впервые увидел вещь, которая всё это передаёт – борение чувств в борьбе с металлом – пляшущие отблески огня на одеянии сталеваров: обратим внимание, что гибкие линии, переходы цветов передают ощущение, будто это сам человек плавится! И плавясь, тем не менее, он встаёт к огню.   

И вот тут показательно владение Федосеевым композиционным символизмом: чтобы подчеркнуть, что, плавясь, человек не теряет свой внутренний стержень, он вводит в центр картины жесткие светящиеся вертикальные конструкции, своею жесткостью подсказывающие, что стержень у сталевара, несмотря на устрашающую жадность Огненной Змеи, не поколеблен. Вообще интересно, что Федосеев изображает субтильного сталевара – чтобы подчеркнуть его внутреннюю мощь.

Сталевар изображен, как факир-индус, успокаивающий палочкой жуткую змеюгу: он источает спокойствие: плечи смотрятся расслабленными, руки тонкими. Такое же впечатление создают индусские факиры работающие со змеями: они все худенькие, с одной палочкой, - это и понятно – любое резкое движение и змей может вцепиться в незащищенное место. Этот же эффект и здесь: играющие огни на одежде, дающие телесную доминанту цвета, создают впечатление обнажённого, незащищенного тела, в которое может впиться живой жадный кипящий металл.   

У второго сталевара видна только рука. Но он своим рычагом соприкасается с главной фигурой, делает прямой угол, чем создаёт эффект правильность, точности, выверенности и продуманности действия.

Федосеев ещё раз показывает, что он мастер композиционного символизма – умеющий из композиционной детали сделать символ, намек, читая который, можно дешифровывать картину. Конечно, созданный двумя рукоятями прямой угол, говорит о слаженности, выверенности, гармоничности сталеварного труда.  

Мрак, окружающий плавку, создает особое состояние замкнутости пространства, где две фигуры ведут к металлу огненный ручей. И это выводит нас на серьезное обобщение.   

2.

Умение передать универсальную экзистенцию в профильном процессе - мастерство. Если, глядя на эту картину, человек ощутит себя на плавке, то цель достигнута: зритель шагнул в неведомый мир как в свой. Это здорово. Но есть задачи не только для переживаний, но для ума. 

Для меня показан мир не для слабонервных: металл – дорогое и опасное «удовольствие» во всех смыслах. Но и не только это: перед нами мрачно-победительная, опасная поступь индустриализации. Индустрия – сложнейший мир, требующий крайне серьёзной, точной организации труда: любая импровизация чревата крайними потерями. Так вот здесь создаётся ощущение, что едва нарушится равновесие в процессе, как может всё рухнуть. И это – символ уже современного индустриального мира: ищите и находите новые скрепы, иначе Бурный Мир созданных человеком Опасностей и Угроз сомнет, сожжёт, обуглит без жалости и сомнения всё созданное прежде. Обретите спокойствие, равновесие и обретёте гармонию, где Опасности и Угрозы потеряют свои ядовитые зубы.     

Глубокая вещь. 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА