Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

Русская идея в музыке

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Магнитов Сергей Николаевич

Вышел в свет диск «Русская идея», заместителя председателя Изборского клуба, философа и публициста Виталия Аверьянова. Это рецензия эксперта Изборского клуба, Сергея Николаевича Магнитова.

ОГОНЬ И ЖЕСТЬ АВЕРЬЯНОВА

О диске «Русская Идея»

 

1.
Когда интеллектуал берется за гитару – значит есть задача слово и мысль усилить ритмом и мелодией. Это значит возникла серьезная нужда расширить круг слушателей. В этом смысл созданного Виталием Аверьяновым альбома «Русская Идея». Хотя предста-вить одного из ведущих интеллектуалов страны в роли исполнителя жёстких песен под гитару, сложно.
Значит, это обещает стать особым явлением в нашей культуре.
Бардовская песня и рок связывалась чаще всего с разрушительной энергией и инер-цией и использовалась для сокрушения, в частности, России.
И бардовская песня и рок использовались, как правило, либеральными силами для деконструкции и растления державы. И у многих сложилось даже такое впечатление, что иного не дано, иной вариант невозможен.
Примеры отечественного синтеза, давая мощь и драйв, теряли в интеллектуальной начинке. Например, песня Прилепина «Ваше поражение» не предполагая рефлексии, од-нозначна по смыслам и начинке. Эта песня достигла цели, не особо «умничая».
Но если надо «умничать», донести сложные смыслы, причем часто двусмысленные, неоднозначные — как? А главное зачем? Зачем усложнять и без того большие сложности?
Но если время такое? Если народная душа требует музыкально-песенной акции для кристаллизации момента времени – надлома-стресса-перехода, возникшего после лет-них, 2019 года, демаршей неприятелей?
И вот я прослушал диск Виталия Аверьянова «Русская Идея» и понял, что перед нами тот самый ожидаемо-неожиданный синтез.

2.
Сначала насторожило недопевание, невыпевание, избыточная поначалу артикули-рованность многих фрагментов материала (в рифме «на закуску – капустка» произносит-ся непривычное «т»). Но потом стало понятно, что выпевание не цель – цель донести мысли, ритмы, цель – больше вбить гвозди смыслов, нежели эстетизировать, смягчая, суровые образы и символы.
Ро́́ковая составляющая, хорошие тяжёлые и кантри-партии, чёткие барабаны не оставляют сомнения, что перед намичто-то вроде проповеди, что-то вроде площадного политического заявления, манифеста. И здесь важно быть услышанным и понятым. И вот здесь нужно видимо, понять основную задачу автора: донести сложную мысль, не заме-стив её музыкальным составом. Здесь появляется жанр рок-проповеди, даже рок-пророчества на фоне звукового акцентирования.

3.
Несомненно, претензией на масштаб музыкального заявления стало формирование альбомного жанра – с объединением песен для выражения единого замысла. Цельных альбомов в истории музыки немного (в бардовском жанре их нет вовсе), но каждый из них уже остался в истории. Наверное, и этот диск претендует на историю.
Центральная идея – обращение к Президенту Путину. Очень большой риск – соот-ветствовать и не уподобиться оппо-мелочности. Сначала аллегорическое – песня «Началь-ник», которая звучит как предупреждение об опасности плывущего в океане корабля, а затем сам «Наказ Путину». Песня сделана к выборам 2018 года. Но оказывается, актуаль-ность не потеряна до сих пор – вплоть до того, что может сегодня стать ключом к диску 2019 года выпуска.
Фоновое введение – песня «Осень», намекающая на итоговое состояние Страны – то есть на смену контекста. Однако осень оптимистическая: «воздух чист, вода хрустальна», и ей ставится цель: «встреть же, Осень, превращенье, судеб перевоплощенье» — а людям стать «Ясной Плотью Покрова». Это в русской традиции – Песнь Ярославны, обращенная к стихиям, в манере Маяковского, который разговаривал с Солнцем. Такой же природы обращение к «Осени» Аверьянова.
Масштаб диалога обязывает! Надо напомнить, что часто мелкая претензия к мас-штабной фигуре может вызвать обратный эффект, описанный ещё Крыловым в «Слоне и Моське». Очень рискованный ход. Верное ли было решение, особенно если учесть, что ре-путация интеллектуала у Аверьянова крепкая? Стоило ли рисковать? Надо понять ситуа-цию, не только прослушав и прочувствовав, но и поняв стилистику заявления. И это уже сложно. «Наказ Путину» – дело ответственное не только в музыкальном отношении, но и в развитии идеи песни – ведь придется пройти между подобострастным киванием и огульным хулением? Как удержать равновесие уважения и скажем так, настойчивого по-желания? Аверьянов рискнул – стилем. И появляются шоковые сращения:
Всем, всем, всем,
Но Путину в первую очередь
Это послание
Русской мечты
Разве что чертовой матери
И её сукиной дочери …
Замотать надо скотчем уши…

Риск в том, что высокая тема (русской мечты) до грызунов и «лярвы» — площадной формулы, лексикой намекающей на то, что это высокий голос, но — улиц.

4.
Композиционное решение альбома состоит в пронизывании его песнями «высокого» содержания, чтобы подпитать контекстом высокую задачу «Наказа». В этом смысле «Ог-ни», следующие после «Начальника» — как выбор, который Господь делает в отношении людей: кому жизнь во Имя, а кому и смертишка. Это подчёркивает мысль: что если ты жив и у тебя власть, то это уже само по себе обязывает.
Вроде диссонирует с этой логикой песня о Чапае. Но если вдуматься, то мысль о «своём» лидере – хитроватеньком, жизнеутверждающем – и Антанту обмануть, и войну выиграть, и к своей судьбе Покров с небес привлечь. Но, как и в других песнях, к просто-му началу подходит усложнение: показав пример Чапая молящегося (что ранее с ним вроде бы не увязывалось), транслируется образец и в адрес Путина.
Очень неплохо выглядит и обобщенный образ антигероя альбома – Эмигранта, в котором и Пономарев, и Чиркунов, и Кох, и Гельман, и Белковский представлены как са-тирические муляжи (песня «Эмигранты новой волны»). Именно эта вещь хорошо обога-щена музыкальными сатиремами, вроде «фортепианных скачков», подчёркивающих сло-ва. А политическая заострённость связана с Немцовым, «попавший под небесные санк-ции».
Все это формирует параллельную структуру альбома, состоящую из двух сюжетно-субъектных начал: 1. Начальник-Чапай-Путин и 2. Божья Природа (Осень)-Огонь-Родина. И они, – начинаясь как различие и растождествление, – сходятся в одной точке: Москва, «бодрствующая жестоко», которая ждёт воплощения Русской Идеи «(«Уголок»), чтобы вынести её в мир.

5.
Жанровая продуманность тоже говорит о том, что это диск-решение и решимость, потому что автор пошел на множество рисков. Достаточно обратить внимание, что почти все песни – балладного типа. Напомню, что в балладе, особенно древней, напоминающей русские былины, нет припева. У Аверьянова нет припевов. Это очень большой риск, по-скольку отказ от рефренций припева – принципиальная позиция – лишение слушающей аудитории «сладкого». Баллада – это всегда цельная сюжетная история. Например, ан-тиутопия «Маленькие муки» — возвращение некоего эскадрона-экипажа на Родину, кото-рую, как оказывается, «подменили».
Балладу всегда слушали – часто часами. Но это была другая эпоха, другие люди, ко-торые понимали этот жанр и жили в нём. Аверьянов рискует – следить за мыслью и сю-жетом сегодня не у всех хватит терпения. Но ясно, что автор делает выбор в пользу тех, кто будет вникать в смысл против тех, кто торопится прожевывать и проглатывать лёг-кие рефрены.
Сама ставка на преодоление рисков говорит о серьёзной концептуальной заявке диска. Для меня это всегда было тестом на основательность: если человек выбирает не-легкий путь – у него точночто-то получится серьёзное и долгоиграющее.
Получается так.

 

Опубюликовано на сайте Н.Стариова: https://www.yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnstarikov.ru%2Frusskaja-ideja-v-muzyke-109328

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА