Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ВЫБРАКОВКА ПОНЯТИЯ «САМОЦЕНЗУРА»

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Магнитов Сергей Николаевич

Две крайности – цензура и отсутствие её - привели к коллапсу профессиональной этики журналиста. Действительно, если есть цензура, то какая свобода слова, если отсутствие её – тоже какое из свободы Слово? Последняя фигура речи означает, как пустой словопоток считать свободным, как пустое или глупое считать свободным?

 

Хотя формально – пустое и есть свободное.

Названный принцип самоцензуры считается компромиссным. Но я в него не верю. И отказываю в продуктивности и легитимности.

Объясняется это просто: если самоцензура – самоограничение, то есть две причины не доверить ему. Первая: любой человек не терпит самоограничений, просто в силу свободолюбия. Свойство таково, что всегда человек объяснит самому себе, почему не нужно себя ограничивать. Изучение алкоголизма показывает это.

Далее, самоограничение всегда должно иметь сторону интереса. Но если журналист сам определит интерес, он сам же и его исполнит. А если интерес безразмерный, то какое тут ограничение? То есть отдать ограничение в руки самого журналиста дело безнадёжное.  

Тогда где же искать «тормоза» для журналиста?

Я вижу несколько таких тормозов. Но все они квалификационные, которые определяются не эмоциями журналиста, а его продуктом, который сам определит профессиональные качества журналиста (репортера).

Зачем нам изучать страсти доярки, говорить с ней о совести, самоограничении, не проще ли взять молоко и проверить его на количество и качество? Кажется, так делает весь мир. Но почему мы не отнесём тот же профессиональный критерий к журналисту? И не сделаем выводы? Возможностей масса.

1. Жанровое искажение. Если журналист делает репортаж о маленьком вопросе на пять страниц – это не самоцензура – это непрофессиональная писанина. Причем тут цензура или нецензура? Если он не знает жанровых ограничений, то он не знает самых очевидных границ самоограничения. 

2. Журналист сочинил – написал о том, что не знает. Это какое отношение к самоцензуре имеет? Написал о том, что не знаю – и дело с концом, я же не знал, о чем пишу! То есть самоцензура становится прикрытием непрофессионализма. Так давайте уберём моральные критерии, а введём профессиональные! Если журналист не в теме, – то штрафные санкции не за отсутствие совести, а за непрофессионализм. И пусть носитель платит за непрофессионализм журналиста. А сам журналист не прикрывает свой непрофессионализм свободой слова. 

3. Если журналист начинает фантазировать, то есть выдавать за информацию свои художественные аллюзии, то это выход из профессии вовсе. Если ты скрытый писатель – тогда откройся и уйди в другую дверь.

Получается, профессиональные ограничения и есть самые что ни на есть эффективные способы ограничения, которые мы не найдём в самоцензуре. Их преимущество в том, что их невозможно обвинить в цензурности, в подавлении свободы слова. Действительно если ты пишешь в жанре политического репортажа, то в половине статьи описывать пение птиц или описывать утренние сны – это выход из жанра и темы. И свобода слова тут не причем.  

Поэтому вопрос о самоцензуре просто надо убрать из повестки как бессмысленный с точки зрения наличия гораздо более понятных и жёстких форматов, ограничений профессионального свойства. Эмоции всегда проще преодолевать формой, процедурой, последовательностью. А разговоры о самоцензуре – не более чем попытка оправдать свою бездарность и утвердить право на неё.

Но мне часто говорят, есть же люди, которые руководствуются самоцензурой! Слышали такое. Но если посмотреть повнимательнее, то за этим словом скрывается как раз именно профессиональное управление собой. Заметим, профессиональное управление собой – это более точное название того, что опытные профессионалы в сердцах называют самоцензурой. Я часто за этим наблюдал. Профи заявляет: Ну нельзя делать вот этот тут! – Я спрашиваю: Почему? – Он: Да потому что фраза звучать не будет!   

Вот! Если профи стремиться к точному звучанию слова – то где тут самоцензура? – ведь перед нами простые профессиональные требования: слово должно звучать! Где тут самоограничение? Если мы выдвигаем на первый план звучащее Слово, а ни словесный писк и мусор, то это не самоцензура – а профессиональное управление Словом.  

Что и требуется доказать. 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА