Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЛИНИЗМА

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Магнитов Сергей Николаевич

Всесобирательство технологий, симбиотичность сталинизма имела одну причину – ускорение, мобилизация, поэтому бралось все, что «работает», без заботы о том, как это потом скажется на будущем страны. Кумиростроение как языческая технология была использована как строительная технология. Тысячи памятников, бюстов, изваяний, изображений – чисто языческое явление, которое служило для мобилизации массового сознания.

Возникает вопрос, а можно ли внести языческое кумиростроение в сталинизм? Строго говоря, являлся ли Сталин теоретиком и движителем собственного кумиростроения? Ведь фимиам курили ему, а не он сам. Он способствовал или позволял по слабости, или это делал технологично – отдавая себе отчет, что его образ просто один из конструктов массового сознания, а не способ ублажения самолюбия?  

Сразу оговоримся о жанрах. Изваяние, возведенное при жизни человека нельзя назвать памятником по определению, значит по жанру это был кумир – то есть изображение живого бога, божка, который играл роль собеседника и куратора человека. Если памятник должен напоминать, то кумир – направлять и тонизировать. Памятники были, к примеру, после смерти Кирова, это был памятник, но если изваяние делалось при жизни, то это был кумир.  

Массовость возведенных сталинских кумиров, конечно, одна из статей обвинения в том, что Сталин болел манией величия и обожествлял себя. Аргумент простой: у него было столько власти, что запретить эту кумиростроительную горячку мог остановить в один момент. Но не сделал этого. Значит себя ублажал. Но это было бы слишком просто.

На это есть смысл посмотреть пошире.

Дело в том, что эпидемия переименований и возведения кумиров для новых вождей возникла задолго до появления сталинских изваяний. Это было что-то ненормальное. Города переименовывались с каким-то остервенением, массово. Люди были еще молодыми, еще жили и работали, а им уже возводились монументы и именовались города, метро, заводы. Мало кто помнит, что Троцк (Гатчина) возник, когда Сталина в мраморе ещё в помине не было, а Пермь переименована в Молотов в момент, когда переименований было уже тысячи. Метро Кагановича, Завод Лихачева, город Горький, город Днепропетровск, Артёмовск и проч. – это было что-то маниакальное.  

Но есть но. Работало.

То, что Сталин не просто попускал, а использовал языческий элемент, безусловно. Здесь было два аспекта. 1. Это использование карьерного допинга – жажды человека стать кумиром, войти в историю и остаться в памяти народа путем подвига, часто очень выгодного стране. Очень мощный допинг для остальных масс. 2. Заселение массового сознания лидерами большевиков, чтобы вытеснить любых конкурентов.  

Это, несомненно, носило языческий характер: кумиры на разных территориях, разных служб, производств, проектов, властных структур – для всего были свои кумиры. В этом смысле кумиров Сталина был просто побольше и почаще, он, как говорится, был «старший» кумир. 

Использование языческой природы человека – одно из хладнокровных техник сталинизма, которое нельзя считать оригинальной, но в сталинизм может войти, поскольку он довел эту технологию использования жажды человека стать образцом, кумиром, быть овеянным славой, стать героем до максимальных пределов – несомненно. Человек мог ради этого терпеть любые лишения, пойти на любые риски, пустить любую кровь – и свою и чужую, работать без сна и отдыха - только чтобы войти в пантеон знаменитых.

В этом смысле обвинить Сталина, что он принуждал всех работать на государство, неточно, он давал шанс получить Личную Славу и человек работал на неё с утроенным усилием. То, что Имя признавала Страна – это уже второй эффект, но ясно, что Сталин использовал языческую страсть человека личного самоутверждения и личной славы. И всячески тонизировал этот интерес у других примерами. Во всяком случае, когда Чкалов ехал по Москве как языческий царь, приветствуемый огромными массами народа, он романтикой невиданного признания вербовал массы людей на подвиг, аналогичный его подвигу, больше, чем любая агитация и любые приказы. И это была технология. Жажда подвига, прорыва была массовой. Это факт. И это было одним из секретов успеха Сталина.  

Исходя из этого, в сталинизм, несомненно, можно внести как компонент языческое кумиростроение. 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА