Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

Футурист Суханов

Печать

Категория: Литвинов Владимир Георгиевич

Один из самых ранних автопортретов Александра Суханова. Датирован 1966 годом. Художнику едва перевалило за 20. Уже состоялась судьбоносная встреча с народным художником СССР Борисом Федоровичем Домашниковым – учителем и наставником.

Позади победа во всесоюзном конкурсе юных художников. Непродолжительная учёба в художественном училище., которое попыталось, видимо, переломить манеру письма юного дарования. Уверенность в своих силах. И в завтрашнем дне. Эпатаж. Вызов. Готовность закатить «Пощёчину общественному вкусу»[i].

Не думаю, что юный Суханов был человеком высокомерным, вызывающим, самовлюблённым. Образ, созданный в этом автопортрете, скорее всего, попытка обретения этакой виртуальной, внутренней свободы. Натуре творческой свойственно в своих сокровенных мечтах возноситься в такие дали бескрайние, что простому смертному и во сне не представить.

Примерно в эти годы Александр Суханов вместе со своим приятелем (с тем, что создали знаменитый портрет девочки-блокадницы) устроили совместную выставку в местном Доме культуры. По собственной инициативе развесили свои работы, которые сильно отличались от господствующего на тот момент «социалистического реализма».

А тут и местный «Хрущёв» нагрянул. И устроил разнос почище того, что произошёл в Манеже. Никита Сергеевич хоть выражений и не выбирал, но самих картин художников-авангардистов не трогал. А саткинский «вождь» срывал полотна со стен, топтал их ногами.

Тут Суханов не сдержался, в сердцах выпалил партийному функционеру всё, что о нём думает. Ходят легенды, что и руку на того поднял. Выставка, само собой, не состоялась. Уголовного преследования, к счастью, не последовало. А вот идеологическое клеймо довлело над Сухановым аж до самого начала перестройки. Гнобили его по полной программе. Долгие годы писать приходилось исключительно для себя, для души, ни о каком общественном признании не могло быть и речи. Если и участвовал в выставках, то и иногородних, словно украдкою.

Глядя на нынешнего Александра Геннадьевича, невысокого ростом, сухонького, и в голову не придёт, что такой человек был способен противостоять системе, бороться, бросать вызов, отстаивать свои взгляды.

- Я всё сейчас понимаю, - говорит А.Г.Суханов, - ну, запретили бы выставку, ну, заставили бы нас убрать свои работы. Но срывать полотна со стен, бросать их на пол, топтать ногами…?!!!

Казалось бы, скромен Александр Геннадьевич, порой на вид даже застенчив. Но в вопросах принципиальных и по сей день - кремень.

- Приехал как-то в мастерскую к Суханову один новый русский, - рассказывает Н.И.Перевозчиков, - оглядел стены с полотнами, отобрал несколько работ и этак развязно вопрошает: «Сколько я тебе должен за эту фигню?». Суханов прореагировал на это незамедлительно. Отказал тактично, но жёстко. Ничего не продал и за дверь хама выставил.

Вновь вглядываюсь в юношеский автопортрет Суханова. Нахожу в Интернете изображения картин основоположника русского футуризма Давида Бурлюка (а написал Давид Давидович около 17 тысяч полотен). Автопортрета похожего нет. А вот картины… Вернее, сюжеты. А ещё точнее – выражение глаз у коров.

 

Бурлюк

 

Суханов

А названия картин какие!!! У Бурлюка «Автопортрет с женой Марусей» У Суханова – «Художник с беременной женой и покосом». Или заголовок одной из последних выставок Суханова «Сатка: женщины и лодки».

 

 

 

Впрочем, основатель русского футуризма Давид Бурлюк в жанре футуризма не так много полотен создал. К примитивизму больше душа лежала. И у Суханова есть такое увлечение. (Но это уже отдельная история).

А, может быть, не с Бурлюком, а с Маяковским больше сходства. Вот бы Суханову жёлтую кофту…

Существует портрет Маяковского в жёлтой кофте, выполненный по фотографии, есть автопортрет Суханова в жёлтых тонах…

  

Пожалуй, Суханов побрутальнее певца революции будет на этом фоне. А Маяковский повыше…

Или, с Велимиром Хлебниковым найдём сходство

 

 

 

Однако, вернёмся к футуристическому автопортрету Суханова. Изначально он был написан в полный рост. Да чем-то не угодил художнику. Порезал - порвал полотно, выбросить собрался. Одну голову от того футуристического автопортрета удалось спасти Н.И.Перевозчикову – обладателю самой большой коллекции работ А.Г.Суханова.

Основатель русского футуризма Давид Давидович Бурлюк написал 17 тысяч картин. А, может быть, и того больше. При этом он является самым продаваемым российским художником в мире. Александр Геннадьевич Суханов написал примерно столько же. А вот по продаваемости сильно уступает Бурлюку.

- Суханов до сих пор не оценён в полной мере, - полагает председатель Челябинского регионального отделения Союза художников России А.В.Костюк.

Казалось бы, многочисленные публикации в региональных СМИ, выставки, включая большую персональную в феврале прошлого года в выставочном зале Союза художников, присвоение звания Почётный гражданин города Сатки. Даже в момент написания этих строк несколько десятков работ художника выставлены в Челиндбанке и 31-м лицее г.Челябинска.

Чувствую, что профессиональные искусствоведы (если прочтут) за эту писанину меня анафеме придадут или обзовут словами непечатными. Но если говорить серьёзно, то необходимость более глубокого осмысления и систематизации работ Суханова назрела уже давно. Возможно некоторые из них ни в импрессионизм, ни в футуризм, ни в примитивизм, ни в какой-то другой –изм не впишутся. И это ещё раз подчёркивает самобытность и многогранность таланта художника.

P.S. Пойду на выставку Суханова в 31-й лицей, на футуристический автопортрет полюбуюсь. Явно он на фотографии не тот. Глаза какие-то грустные, усталые…

Владимир Литвинов, поклонник творчества А.Г.Суханова, член Союза журналистов с 1978 года

08.11.2018 года



[i]

Обложка сборника

«Пощёчина общественному вкусу» — поэтический сборник кубофутуристов (московская поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту[1].

В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов-кубофутуристов — Велимира ХлебниковаВладимира Маяковского (дебют), Давида БурлюкаАлексея КручёныхВасилия КаменскогоБенедикта Лившица.

Прилагавшийся к сборнику манифест, через четыре месяца повторно выпущенный уже как листовка, отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией. Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных и Маяковским в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА