1. фиктивные вузы ушли в небытие
Посещение городов Реж и Артемовский Свердловской области вскрыли серьёзную проблему – из малых городов ушло высшее образование. Совсем. И возникла многосторонняя социальная проблема Что произошло?
В малых городах в 90-х и нулевых столичные Вузы открывали свои филиалы. Массово. Бывало, доходило до крайностей: до пяти филиалов разных Вузов в городе на 70 тысяч жителей. Это был явный перебор, когда Вузы стали бороться за студентов, опуская планку требований, вплоть до коммерческого удешевления экзаменов, что привело к потере качества преподавания и в конечном итоге профанации диплома. Кризис филиалов назрел настолько, что на Федеральном уровне прозвучала установка – ликвидировать все фиктивные филиалы. И они были в период министра Ливанова ликвидированы. Совершилось с точки зрения тех, кто радеет за качество образования (а мы к ним относимся), благое – многие липовые филиалы ушли в небытие.
2. формула проблемы
Возникшая социальная проблема заключается в качественном увеличении оттока молодёжи из малых городов в перенаселенные столичные города, где они, не приобретая конкурентных перспектив, теряются и пропадают. Это первое. Второе. В малых городах катастрофически снижается уровень образованности настолько, что рабочие места, требующие высшего образования, заполняются некомпетентными людьми.
То есть малые города рискуют остаться без молодёжи и без надлежащего уровня компетентности. Между тем факт: наличие высшего, пусть полуфиктивного, образования в этих городах почти остановило утекание молодежи из них. Сама возможность получить высшее образование примиряло многих родителей с их малым городом.
Сейчас этого нет, и родители тратят огромные деньги на то, чтобы дети поступили в столичные и региональные вузы, где они портятся или теряются как личности и профессионалы.
Вывод. В малых городах необходимо восстановить высшее образование, чтобы снять нарождающиеся социальные проблемы.
3. по какому пути пойти
По какому пути пойти? Восстанавливать филиалы? В этом нет смысла. Дело в том, что филиалы, может и дают образование, но оно зачастую становится избыточным, что в свою очередь выталкивает молодых из города. Я наблюдал, как один филиал выпускал в год по 30 журналистов – при наличии двух газет и двух инет-порталов в городе. То же самое было и с юристами – по 100 человек в год (!) Для стотысячного города, у которого катастрофически не хватало сварщиков, это жёсткий перебор.
Этот путь действительно исчерпал себя.
Остается второй путь – создание в каждом малом городе Института Города (название), который будет создаваться всеми заинтересованными в кадровой перспективе предприятиями и службами.
4. задачи проекта
Город и предприятия получают профориентированную «кадровую машину», приближенную к их проблемам и решениям. То есть они выступают заказчиком для своих нужд.
Город и предприятия получают специалистов, которых не надо адаптировать к реалиям места. Для этого сразу вводятся дисциплины, связанные со знанием Города и Предприятий: например такие:
1. История Города. Природные ценности края.
2. История Управления Города и их выдающихся представителей. Данный Момент: 2.1. Административная Структура Города. 2.2. Работники Администрации Города.
3. Экономика города. История ключевых предприятий и их выдающихся представителей. Данный момент: 3.1. Промышленная Структура Города. 3.2. Промышленники Города. Реестр предприятий, принципы работы, потребности, проблемы предприятия:
4. История юридических организаций Города и их выдающихся представителей. Данный момент: 4.1. Юридическая Структура Города. 4.2. Юристы Города.
5. Проблемы Города и предприятий, требующих Новых Подходов.
Далее, Город и его Предприятия получают собственный мозговой трест по решению местных проблем, чего сейчас в таких городах попросту нет, и любые научные работы они вынуждены заказывать «пришельцам», которые в городе мало разбираются и к нему равнодушны.
То, что Институт Города, сориентированный на городские нужды оставит большую часть молодежи в городе, не приходится сомневаться.