Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

КАК ОТЛИЧИТЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ОТ СТЯЖАТЕЛЬСТВА? ПРЕЦЕДЕНТ РУСЛАНОВОЙ – СТЯЖАТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРОФИЛЬНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ?

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

(выступление на законодательном семинаре)

В СССР коллекционирование было развито и широко распространено. Полагаю, у многих, если не у большинства заставших те времена где-то лежит альбом с марками, монетами или значками. Организации филателистов, нумизматов фалеристов были массовыми, их возглавляли уважаемые люди. Например, Союз Филателистов в свое время возглавляли космонавты Лев Дёмин и Виктор Горбатко.

По всей видимости, Власть не забывала управлять и контролировать досуг и увлечения своих граждан. Коллекционировали спичечные этикетки, этикетки от жевательной резинки, сигаретные пачки и многое другое. Однако мы поговорим не об этих довольно безобидных и вполне легальных увлечениях, но о людях известных, собиравших действительно значительные ценности, часто рискуя свободой.

Начнем с того, что приобрести вещь, представлявшую денежную и художественную ценность в СССР было практически не возможно. Все это было национализировано, являлось собственностью государства и жестко им контролировалось. Известно, что Орден Победа, представлявший собой произведение ювелирного искусства колоссальной стоимости[1] после смерти награжденного не оставался у наследников, а возвращался государству[2]. Купить это было нельзя. А если и приобреталось, то автоматически ставился вопрос: На какие доходы? А доходы, достаточные для приобретения ценностей, часто шли в нарушение тогдашнего Уголовного Кодекса. Но страсть брала своё. И люди собирали, копили. Почему?

Певица Лидия Русланова известна своим исполнением русских народных песен. Она была заслуженно любима советскими людьми, стала одним из символов эпохи. Но с нею же связана одна из самых громких историй, связанных с художественными и материальными ценностями. При аресте у неё было найдено 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия; 4 картины Нестерова, 5 — Кустодиева, 7 — Маковского, 5 — Шишкина, 4 — Репина, 3 —Поленова, 2 — Серова, 3 — Малявина, 2 — Врубеля, 3 — Сомова, 1 — Верещагина, 1 — Васнецова, 3 — Айвазовского, а также полотна Сурикова, Федотова, Мясоедова, Тропинина, Юона, Левитана, Крамского, Брюллова и других всемирно известных художников.

Вот выдержка из протокола допроса:

«— Дополнительным обыском в специальном тайнике на кухне под плитой в квартире вашей бывшей няни Егоровой, проживающей на Петровке, 26, были изъяты принадлежащие вам 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия. Почему вы до сих пор скрывали, что обладаете такими крупными ценностями?

— Мне было жаль… Мне было жаль лишиться этих бриллиантов. Ведь их приобретению я отдала все последние годы! Стоило мне хоть краем уха услышать, что где-то продается редкостное кольцо, кулон или серьги, и я не задумываясь покупала их, чтобы… чтобы бриллиантов становилось все больше и больше.

— А где вы брали деньги?

— Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен. Особенно во время войны, когда «левых» концертов стало намного больше. А скупкой бриллиантов и других ценностей я стала заниматься с 1930 года и, признаюсь, делала это не без азарта.» [3]

Лидию Русланову трудно назвать наивной, не понимающей чем грозят «левые» концерты. Ситуация усугубляется тем, что она принадлежала к той части элиты советского общества, кто близко ощутил горячее дыхание правоохранительных органов. Можно долго спорить о том, что представляли собой события 1930-х в СССР. Но точно можно сказать: «Неприкасаемых не было. Под пулей ходили все.» Не понимать, что криминальная статья — это дополнительный повод для преследования не только самой, но и связанных с нею людей, она не могла. И, тем не менее, давала «левые» концерты, покупала.

С одной стороны, это выглядит как банальное стяжательство бывшей нищенки-побирушки Прасковьи Лейкиной, наконец-то дорвавшейся до больших и даже огромных ресурсов. Тем более, что в 1945-м из Германии тащили если не все, то многие[4]. Мог сработать банальный рефлекс «я что, хуже других!». Косвенно в пользу такой версии свидетельствует факт, что при аресте у семьи Крюков – Русланова было обнаружено еще много имущества: автомобили, меха, сервизы, аккордеоны, радиоприемники и пр. По свидетельствам очевидцев это все хранилось в неподобающих условиях. Картины стояли у стен, лежали на чердаке. А с другой – не будем забывать, что мы всё-таки имеем дело с творческим человеком.

Один мой знакомый как-то мне сказал, что тот, кто однажды познакомился с бриллиантами и не уровне ширпотреба или выставки в музее, а подержал в руках настоящее произведение ювелирного искусства, вгляделся в чарующее игру света в гранях, а главное — прочувствовал ощущение обладание этим чудом, уже никогда не остановится. Может быть в этом причина? Может быть, в бриллиантах творческие люди находят источник вдохновения, черпают силу? Неслучайно на протяжении веков и тысячелетий драгоценные камни высоко ценились и являли объектом борьбы.

Другой известный пример, косвенно подтверждающий эти соображения – Людмила Зыкина. Снова творческий человек и снова бриллианты.

Остановимся на некоторых моментах: Это уже другое время и другая эпоха. После Сталина в СССР, что называется, «ослабли гайки». И на обладание ценностями смотрели несколько проще. Возможно, сыграло Но пришло и другое понимание роли драгоценностей. Русланова из СССР не выезжала, на сцене работала почти исключительно в народном костюме и народном практически уличном стиле, где бриллианты не уместны. Зыкина же гастролировала по всему миру. Стала своеобразной визитной карточкой «страны победившего социализма», аргументом в «мирном соперничестве систем». А раз так, то и соревноваться надо по международным правилам.

Ювелирное изделие всегда характеризует его обладателя с двух сторон. Во-первых, финансовая состоятельность. Во всем мире финансовая состоятельность служила и служит знаком зрительского признания. «Голосование рублем (долларом, фунтом, франком и т.д.)» — самый твердый аргумент. Чтобы там ни говорили про «истинное искусство выше денег». Во-вторых, качество ювелирного изделия, его исполнение – это свидетельство художественного вкуса владельца. А значит и качества продукта, который он предлагает.

Кроме того, ювелирное изделие обладает важным свойством – компактностью. «Мерседес», золотой слиток на шею не повесишь, к платью или волосам не прикрепишь. А колье, диадему равной или большей стоимости – пожалуйста. Получается, что выходя на международную сцену, наша исполнительница была просто обязана соответственно выглядеть.

Так значит, драгоценные камни неизбежны? Тогда получается, что коллекционирование драгоценностей в современном мире становится не просто дорогим хобби, но частью имиджа, представительства, без которого обойтись нельзя?

Точку в этом вопросе я поставить не могу. Но понятно, что над чем задуматься есть.

[1] Общий вес — 78 г: платина — 47 г, золото — 2 г, серебро — 19 г, рубины — 25 карат, бриллианты — 16 карат.

[2] Известно, что Л.И. Брежневу был выдан (слово «награжден» здесь явно не уместно) Орден Победа ранее принадлежавший И.С. Коневу

[3] https://www.kommersant.ru/doc/2286070

[4] Кому интересно, может познакомиться с «Трофейным делом» и ему подобными, каких хватало в те годы.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА