Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ПОЧЕМУ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОРАБОТАН

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Или еще Перельман предупреждал от «МММ».

Как и любой родитель, я не понаслышке знаком со школьным курсом математики. Домашние задания я проверю более-менее регулярно. Не редко приходится включаться в решение задач. Окончив четвертый класс моя дочь неплохо умеет рассчитывать когда встретятся пароходы, если один выйдет из пункта А со скоростью 10 км/час, а второй из пункта Б со скоростью 12 км/час.

До какого-то момента я относился к этому спокойно. В свое время я также как она рассчитывал движение пароходов, наполнял и опорожнял бассейны. В общем, решал массу абстрактных задач.

Однако поводом к написанию данной статьи стала встреча с однокурсником В. Точнее история, которая произошла на первом курсе, буквально через пару недель после возвращения из «колхоза» и о которой эта встреча напомнила. Он пришел тогда на занятия с двумя заполненными от руки тетрадными листами, на которых были написаны, кажется, 10 фамилий и адресов, а справа стояли суммы. В. начал убеждать меня включиться в процесс. Суть состояла в том, что отдав 10 рублей (дело происходило в конце 1980-х и 10 рублей были серьезной для студента суммой) стоящему в списке первым, я получал право заполнить такие же два листка и предложить другим. По его логике получалось, что в итоге можно было самому стать первым и получить внушительную сумму. Однако, я обладал неплохой памятью и в детстве я прочитал написанную еще в 1920-е книгу Якова Перельмана «Занимательная математика», где в том числе была задача о продаже 50-рублевого велосипеда за, якобы, 10 рублей[1]. Как и в случае с В. суть состояла в привлечении 4 знакомых. В задаче, а точнее в пояснении к ней, подробно расписывалось, как следующие оплачивают приобретения первых. Понятие «финансовая пирамида» я узнал уже в 90-е, но суть её я знал уже в начале 80-х. В. был и остается моим хорошим приятелем, поэтому я не поленился, сходил в детскую библиотеку, выпросил у них книгу и на следующий день пришел в институт, чтобы убедить В. отказаться от затеи, пока не поздно. Ведь даже если допустить честность участников, желающие участвовать быстро закончатся. Тот вроде бы послушал и почитал, однако ничего не сказал. Потом мы не поднимали эту тему, но В. не приходил ко мне и не хвалился доходом, опровергая предупреждения мои и Перельмана.

После истории с «МММ» и Мавроди я подумал: «А сколько бы людей сохранили свои сбережения, квартиры, машины; сколько было бы сохранено здоровья и жизней, если бы задачка Перельмана была введена в школьные учебники!?» Да и сам Сергей Мавроди, наверное, нашел бы себе более полезное применение.

 

Финансовая пирамида – явление большое. Но есть еще масса бытовых ситуаций, где наши дети подвергаются риску. Размышляя на тему детей, рисков и математики я сформулировал такую задачу на сложение и вычитание:

Сережа купил в магазине булку хлеба за 28 рублей, упаковку сыра за 120 рублей и бутылку газированной воды за 52 рубля. На кассе кассир назвала ему сумму 220 рублей. Почему Сережа должен проверить чек и попросить позвать менеджера?

Ответ понятен – лишние 20 рублей и включенный «по ошибке» в чек товар.

Ситуация, увы, не редкая. Реальные «Сережи» и «Вити» далеко не всегда складывают цены и пересчитывают сдачу. Дома взрослые либо махнут рукой на 20 рублей, либо заподозрят Сережу в обмане. В любом случае в магазин обращаться поздно. Но если бы ребенку на уроках уже была бы заложена идея контроля за своими и семейными финансами, то эту, а возможно и более тяжелую ситуацию можно было бы избежать в принципе, пресечь в корне.

 

Теперь другая задача, родившаяся у меня в процессе размышлений на тему:

«Слава попросил у родителей игрушку-трансформер за 400 рублей. Отец выдал ему 400 рублей, но с условием возврата суммы. Они договорились, что Слава будет поливать цветы в квартире за 100 рублей в неделю. Слава подумал, что из 100 рублей было бы хорошо выделять еще 20 рублей на мороженное, рассчитавшись с родителями немного позже. Вопрос: через сколько недель Слава полностью рассчитается за игрушку? А если не покупать мороженное?

Заявляю сразу: Я знаю, что эксплуатация детского труда запрещена в нашей стране. Предложенная мною задача не имеет никакого отношения к действительности. Однако давайте мы, взрослые, подумаем. А как часто мы решаем задачу: «Под какой процент взять кредит на новую машину, чтобы от зарплаты осталось еще на еду и квартплату?». Может быть, стоит приучать наших детей к решению таких задач еще в детстве, чтобы не разбираться потом с коллекторами и микрофинансовыми организациями?

 

Таким образом, я предлагаю усовершенствовать действующий школьный учебник математики с тем, чтобы наши дети не только оперировали абстрактными величинами, но и готовились к реальной жизни.



[1] Полностью задачу можно легко найти в Интернете.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА