Или еще Перельман предупреждал от «МММ».
Как и любой родитель, я не понаслышке знаком со школьным курсом математики. Домашние задания я проверю более-менее регулярно. Не редко приходится включаться в решение задач. Окончив четвертый класс моя дочь неплохо умеет рассчитывать когда встретятся пароходы, если один выйдет из пункта А со скоростью 10 км/час, а второй из пункта Б со скоростью 12 км/час.
До какого-то момента я относился к этому спокойно. В свое время я также как она рассчитывал движение пароходов, наполнял и опорожнял бассейны. В общем, решал массу абстрактных задач.
Однако поводом к написанию данной статьи стала встреча с однокурсником В. Точнее история, которая произошла на первом курсе, буквально через пару недель после возвращения из «колхоза» и о которой эта встреча напомнила. Он пришел тогда на занятия с двумя заполненными от руки тетрадными листами, на которых были написаны, кажется, 10 фамилий и адресов, а справа стояли суммы. В. начал убеждать меня включиться в процесс. Суть состояла в том, что отдав 10 рублей (дело происходило в конце 1980-х и 10 рублей были серьезной для студента суммой) стоящему в списке первым, я получал право заполнить такие же два листка и предложить другим. По его логике получалось, что в итоге можно было самому стать первым и получить внушительную сумму. Однако, я обладал неплохой памятью и в детстве я прочитал написанную еще в 1920-е книгу Якова Перельмана «Занимательная математика», где в том числе была задача о продаже 50-рублевого велосипеда за, якобы, 10 рублей[1]. Как и в случае с В. суть состояла в привлечении 4 знакомых. В задаче, а точнее в пояснении к ней, подробно расписывалось, как следующие оплачивают приобретения первых. Понятие «финансовая пирамида» я узнал уже в 90-е, но суть её я знал уже в начале 80-х. В. был и остается моим хорошим приятелем, поэтому я не поленился, сходил в детскую библиотеку, выпросил у них книгу и на следующий день пришел в институт, чтобы убедить В. отказаться от затеи, пока не поздно. Ведь даже если допустить честность участников, желающие участвовать быстро закончатся. Тот вроде бы послушал и почитал, однако ничего не сказал. Потом мы не поднимали эту тему, но В. не приходил ко мне и не хвалился доходом, опровергая предупреждения мои и Перельмана.
После истории с «МММ» и Мавроди я подумал: «А сколько бы людей сохранили свои сбережения, квартиры, машины; сколько было бы сохранено здоровья и жизней, если бы задачка Перельмана была введена в школьные учебники!?» Да и сам Сергей Мавроди, наверное, нашел бы себе более полезное применение.
Финансовая пирамида – явление большое. Но есть еще масса бытовых ситуаций, где наши дети подвергаются риску. Размышляя на тему детей, рисков и математики я сформулировал такую задачу на сложение и вычитание:
Сережа купил в магазине булку хлеба за 28 рублей, упаковку сыра за 120 рублей и бутылку газированной воды за 52 рубля. На кассе кассир назвала ему сумму 220 рублей. Почему Сережа должен проверить чек и попросить позвать менеджера?
Ответ понятен – лишние 20 рублей и включенный «по ошибке» в чек товар.
Ситуация, увы, не редкая. Реальные «Сережи» и «Вити» далеко не всегда складывают цены и пересчитывают сдачу. Дома взрослые либо махнут рукой на 20 рублей, либо заподозрят Сережу в обмане. В любом случае в магазин обращаться поздно. Но если бы ребенку на уроках уже была бы заложена идея контроля за своими и семейными финансами, то эту, а возможно и более тяжелую ситуацию можно было бы избежать в принципе, пресечь в корне.
Теперь другая задача, родившаяся у меня в процессе размышлений на тему:
«Слава попросил у родителей игрушку-трансформер за 400 рублей. Отец выдал ему 400 рублей, но с условием возврата суммы. Они договорились, что Слава будет поливать цветы в квартире за 100 рублей в неделю. Слава подумал, что из 100 рублей было бы хорошо выделять еще 20 рублей на мороженное, рассчитавшись с родителями немного позже. Вопрос: через сколько недель Слава полностью рассчитается за игрушку? А если не покупать мороженное?
Заявляю сразу: Я знаю, что эксплуатация детского труда запрещена в нашей стране. Предложенная мною задача не имеет никакого отношения к действительности. Однако давайте мы, взрослые, подумаем. А как часто мы решаем задачу: «Под какой процент взять кредит на новую машину, чтобы от зарплаты осталось еще на еду и квартплату?». Может быть, стоит приучать наших детей к решению таких задач еще в детстве, чтобы не разбираться потом с коллекторами и микрофинансовыми организациями?
Таким образом, я предлагаю усовершенствовать действующий школьный учебник математики с тем, чтобы наши дети не только оперировали абстрактными величинами, но и готовились к реальной жизни.
[1] Полностью задачу можно легко найти в Интернете.