О том, что конкуренции в СССР официально не было, мы уже говорили. Но, по всей видимости, всё было не просто. Размышляя на тему конкуренции в СССР, я вспомнил один достаточно любопытный фильм, который показал, что над этой проблемой задумывались в советском обществе, как минимум в начале 1980-х.
Речь идет о фильме «Быстрее собственной тени», снятом в 1980-м году на студии им. Горького режиссером Павлом Любимовым.
Нужно сразу отметить, что фильм не принадлежит к числу тех, которые принято относить к классике советского кинематографа. Актеры известные Александр Фатюшин, Елена Цыплакова, но, будем честны, не самый первый эшелон. Да и снят фильм на пленке «Тасмы», которая в те годы котировалась не так как «Свемовская». Там есть победа советского спортсмена над немцем (из ГДР). Есть внутренняя борьба советского студента, кто он спортсмен или инженер-технолог? В общем, нормальная проблематика нормального советского планового фильма. Но есть в фильме один момент, на который я обратил внимание. Конкуренция и конкуренция многоуровневая. На уровне государств и между людьми.
Советский Петр Королев и Рольф Шмидт примерно равны по силам и Шмидт будет в забеге ориентироваться на него. Тогда возник план Королеву вымотать Шмидта, а когда Шмидт вымотается, из-за его спины выйдет другой наш спортсмен - Мыльников, который сохранит силы и победит в забеге. И здесь столкнулись несколько интересов. Спортивному руководству нужно, чтобы победил наш спортсмен – не важно, кто, а немец проиграл. А Королев сам заинтересован в победе. Он для этого тренируется. Более того, он действительно силен и может победить. Но с аргументом «победит твой товарищ по команде, а команда победит немца» трудно спорить. Как быть Королеву? Отработать на команду, на страну или побороться за собственный личный интерес? Коллизия непростая.
Что получается. На уровне страны нужен престиж, победа над немцем. Неважно, кто. Да, можно сделать ставку на Королева, но есть риски, что опытный немец его переиграет. (Те, кто бегал длинные дистанции, знает, важны не просто выносливость и крепкие ноги, но и грамотный расчет сил, умение спрятаться за соперника, чтобы не резать грудью воздух и пр.) Вот и возник хитрый вариант. Здесь мы имеем дело с конкуренцией на уровне стран.
Но есть и конкуренция на уровне отдельных спортсменов. Зачем Королеву уступать лавры победителя тому, кто хоть и товарищ по команде, но заведомо слабее и этих лавров не заслужил? А личные амбиции? С ними как быть?
Авторы фильма пошли компромиссным путем. Королев отработал, как договорились, измотал немца, но на последних метрах, когда его товарищ выдохся, сделал рывок и буквально на несколько сантиметров опередил немца. Победа осталась за нами и победил Королев.
Что важнее личное или общественное? Можно ли ради личных амбиций рисковать государственными интересами? Можно ли ради интересов государства подавлять личность? Ведь без личного интереса тот же Королев просто перестанет выкладываться не тренировке. Эти вопросы волновали многих, и, как видим, выносились и на киноэкран.
Пользуясь случаем, отмечу, что фильм имеет для некоторый личный аспект. Исполнитель роли спортивного чиновника – Борис Морозов. В свое время он основал известный в Челябинске театр «Манекен». Не очень близко, но его знали мои родители. «Мир тесен, как говорится».