Один мой старший товарищ любил повторять: «жизнь - посложнее литературы». Он имел ввиду, что есть теория, правила, формулы, рассчитанные на некую, если не идеальную, то ограниченную жесткими условиями ситуацию; а есть реальность, которая не знает условностей и ограничений.
В большинстве случаев теория работает. Однако нет-нет, да и возникнет ситуация, где формулы и графики из учебника отказывают и приходится вникать в новую реальность, выходящую за рамки правил и условностей.
Подобное ощущение у меня возникло, когда я посмотрел сериал «Спящие-2». Откровенно говоря, я не ждал ничего особенно интересного. Занимаясь кино профессионально, я понимал, что от продолжений не приходится ждать чего-то экстраординарного. Как правило, это попытка развить коммерческий успех удачного фильма. Нет, я не говорю, что это плохо. В массе своей это добротно сделанные картины. Добротные, но не выдающиеся. Их с удовольствием смотришь, не ожидая при этом чего-то необычного. Удовлетворяешь скорее любопытство, чем желание познакомиться с чем-то новым. Когда по телевидению дали анонс продолжения «Спящих», то ощущение возникло сложное. С одной стороны, была досада: «Ну вот, и авторы «Спящих» пошли по пути легких денег». С другой первый сезон получился цельным, авторы картины сказали зрителям много, при этом завершив мысли. Для продолжения просто не оставалось места. Все точки на i и над ё были расставлены. После заявлений такого уровня жёсткости, говорить, как правило, больше не о чем. Наконец с третьей стороны, после событий, сопровождавших выход на телеэкраны первого сезона: протестов либералов, травли и «покаяния» режиссера Юрия Быкова, я был уверен, что делать второй сезон просто некому. И, тем не менее, фильм вышел на экраны. Так что интерес посмотреть фильм был. И, как говорил мой старший товарищ: «Жизнь оказалась посложнее литературы».
С виду – нормальный сиквел. Те же главные герои. Те же «плохиши». Как персонально, так и в общем. География вышла за пределы России. Но акценты сместились. Причем принципиально. На смену ценностям державным пришли ценности либеральные: личность, семья. Экстренно вернувшийся на службу Родионов буквально в первой серии, узнав, что самолет, на котором должна была лететь его жена, сбит, заявляет, что он столько лет служил стране и может немного поработать на себя. Бросает выполнение задания и устремляется в аэропорт. При этом его напарник соглашается. Насколько известно, ФСБ – организация серьезная и дисциплина там под стать воинской. Трудно поверить, что такое могло произойти в жизни. Весь фильм Родионов занимается тем, что спасает своего по дурости попавшего в рабство пасынка. И попутно, как бы между делом, предотвращает теракт, который готовят исламские террористы. Однако героем оказывается не он. Героем оказывается отец парня - Иван Журавлев, он же агент ЦРУ «Этан». Он ценой жизни спасает сына. Да и в целом Иван Журавлев выглядит как раскаявшийся. Занимается сыном, вместо того, чтобы выполнять задание своих кураторов из ЦРУ. Разоблачает американцев, занимающихся нефтяным бизнесом с террористами.
Американцы, как организаторы нехороших акций показаны. Но, в отличие от первого сезона, такими организаторами выступают не госструктуры в лице ЦРУ, но частные лица и коррумпированные чиновники. А частник – он и есть частник. За его действия правительство страны ответственности не несет. Акцент смещен. Как там говорится? «Федот, да не тот».
В общем, фильм выглядит как некий реверанс «либеральной тусовке». И в этот контекст хорошо вписываются сроки съемок и выхода картины на экран (6-7 марта, за 10 дней до выборов Президента России). По словам исполнителя роли Ивана Журавлева - Дмитрия Ульянова, «в общей сложности, наверное, сняли сериал меньше чем за месяц». Снимали в авральных условиях: «Бедные монтажеры жили рядом с нами, в гостиницах. Их кормили с ложки, чтобы они не отрывались от компьютера.» По его же словам, «попросили успеть к выборам»[1]. Вывод напрашивается один. Торопились «шаркнуть ножкой», сгладить конфликт перед судьбоносным событием.
Объяснима и смена режиссера. Вместо «раскаявшегося» Юрия Быкова второй сезон снял Сергей Арланов. Нужно отметить, что сработал он профессионально. Сравнивать Юрия Быкова и Сергея Арланова некорректно. Несомненно одно: Арланов - другой режиссер, который решал другую задачу.
Подводя итог, нужно сказать следующее: «Жизнь – посложнее литературы». И во имя больших целей нередко приходится делать такое, о чем вчера даже помыслить не мог. Например, делать реверансы там, где, казалось, «сожжены все мосты. Насколько можно судить по ситуации в стране, этот дипломатический ход заказчиков «Спящих 2» того стоил.