Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ТИМУР ПРОТИВ КВАКИНА

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Аркадий Гайдар как пропагандист социального неравенства в СССР.

Революция 1917-го года делалась под лозунгами всеобщего равенства. Под этими лозунгами, впрочем, делаются все революции и Великая Октябрьская не исключение. Один из первых декретов большевиков – «Об отмене сословий и гражданских чинов»[1].

Однако по мере того, как новая власть продвигается по пути реального государственного строительства, классы и сословия начинают формироваться вновь. И становится нужным объяснять это народу, формировать, точнее, восстанавливать, представление, что неравенство – это нормально. Более того, внушать превосходство одних над другими. И это уже прерогатива массовой культуры.

 

«Тимур и его команда[2]» - одно из воспоминаний пионерского детства тех, чьи детство и юность пришлись на времена СССР. Книга входила в обязательную школьную программу, а две экранизации[3] более-менее регулярно показывали по телевидению. В пионерской жизни книга и фильмы нашли отражение в «Тимуровском движении» - иделогизированном предшественнике нынешних волонтерских организаций. В 1970-80-е от движения сильно отдавало формализмом и «добровольно-принудиловкой». По всей видимости, это был результат общего кризиса идеологии, отразившегося на благом, в общем, деле помощи старшему поколению.

Не исключено, что одной из причин была надуманность сюжета. По чужим садам за яблоками лазили, если не все, то многие. Но зачем делать это систематически и организованно, еще и создавая преступные группировки? Сколько яблок вы можете съесть за раз? А регулярно на протяжении лета? А если съесть эти ведра яблок с обчищенных садов невозможно, тогда куда их девать? Заготавливать? В этом случае неизбежно должны подключиться взрослая инфраструктура и взрослые руководители. Но нормальный родитель, увидев ведро яблок невразумительного происхождения, просто снимет ремень и доходчиво объяснит отпрыску, что так делать нельзя. А серьезный криминал выстраивать нелегальный бизнес на яблоках не станет. Хлопотно и невыгодно.

 

Однако оставим в стороне криминальную и волонтерскую части книги и фильмов и обратимся к сфере социальной, которая отразилась на детском материале. Давайте посмотрим на место действия и классовый состав противоборствующих подростковых группировок. А заодно задумаемся, о детях ли это произведение? Действие происходит на территории дачного поселка и обираются сады дачников. Кто имел дачи в конце 1930-х? Высокопоставленные чиновники, военные, специалисты – фактически сформировавшийся класс советской номенклатуры. Рабочие, рядовые служащие не то, что дач не имели, подавляющее большинство радовались комнате в коммунальной квартире с общими кухней и удобствами.

Теперь о тех, кто входил в состав команды Тимура. Сам Тимур – племянник инженера Георгия Гараева. Гараевы живут на даче и владеют мотоциклом. Мотоцикл по тем временам – это как «Мерседес» по нынешним. Велосипед и тот считался роскошью. Сам Георгий Гараев в конце появляется в форме инженера бронетанковых войск. На момент написания повести, Красной Армии военинженер 3-го ранга[4] был значимой и относительно редкой фигурой. Подруга Тимура Женя – дочь полковника, командира бронепоезда – величины еще более редкой и значимой[5]. Тимуровец Коля Колоковников – внук врача Федора Григорьевича Колоковникова – еще одного владельца дачи. В команде Тимура не упоминается ни один сын рабочего или служащего. Из технических подробностей следует, что члены команды имеют сигнализацию на дачах, на которых живут с родителями. То есть команда Тимура целиком состоит из проживающих на родельских дачах детей номенклатуры. Им противостоят «квакинцы» - обычные ребята. Упоминания, что их родители являются владельцами дач, нет. И нет никаких пересечений. Классовый состав как «тимуровцев», так и «квакинцев» однороден. В конце концов, номенклатурные дети одерживают победу над выходцами из социальных низов.

 

Таким образом, в книге и фильмах налицо, де-факто, межклассовый конфликт. Более того, показано превосходство класса номенклатуры над остальными. Но показано хитро. На детском материале. В любой момент можно сказать: «это же дети, мало ли во что они играют …».

Однако широкая популяризация книги, её включение в обязательную школьную программу, двукратная экранизация, создание и продвижение явно с подачи «сверху» Тимуровского движения, указывают на то, что книга была прочитана и понята правильно с соответствующими организационными выводами указаниями.

 

Теперь коснемся экранизаций. Появление картины в 1940-м понятно. Номенклатура пришла к власти и фильм снимается по только что написанному актуальному материалу. Но в 1976-м? В условиях планового хозяйства ремейки не приветствуются. К чему затратное дублирование? Разве не проще просто показать еще раз, в общем, неплохой фильм? Но, тем не менее, он снят. Более того, в экранизации 1976-го года есть эпизод, где Квакин пьет чай на веранде дачи в семейном кругу, но его нет в книге. И жесткое классовое различение, которое есть в оригинале, смазывается. Получается, что в условиях надвигающегося в СССР социального кризиса, задача ставилась несколько иная – не просто зафиксировать неравенство, но сгладить его: «среди наших детей тоже есть «редиски» и среди хулиганов есть наши дети».

 

Таким образом, получается, что Аркадий Петрович Гайдар был не просто детским писателем, но писателем взрослым, писавшим на детском материале.

 

P.S. Автор благодарит Андрея Ильича Фурсова за идею материала.

 

Опубликовано в "Литературной России" №11, 2018

 



[1] От 10 (23) ноября 1917-го

[2] Известно, что первоначально главного героя звали Владимир Дункан. Однако в силу неких причин автор назвал его Тимуром. Здесь есть версии, что в честь сына М.В. Фрунзе и что в честь собственного сына. Кроме того, в последнее время появляются материалы, что Т.А. Гайдар – сын жены А.П. Голикова (Гайдара) – Л.Л. Соломянкой, усыновленный Гайдаром; что, впрочем, плохо стыкуется с опубликованными фактами.

[3] 1940-й год, режиссер А.Е. Разумный и 1976-й год, режиссеры А.И. Бланк и С.Я. Линков

[4] В книге упоминаются знаки различия капитана, но мы намерено делаем акцент на инженерном составе, к которому несомненно относился дядя Тимура. Военинженер 3-го ранга на момент написания книги носил 1 «шпалу» в петлицах и относился к старшему командному составу, как и общевойсковой капитан.

[5] Не удалось найти данных на 1940-й год, но на 22 июня 1941-го года в РККА было 715 полковников при численности армии в 5 млн. 80 тыс. человек. В 1940-м численность армии была примерно 3,5 млн.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА