К продукции Голливуда в России отношение, скорее можно охарактеризовать как осторожное. Есть крайности, вроде «там всё против России» или «только там и умеют снимать кино».
Понятно, что Голливуд – явление очень сложное, однако в целом к американскому кино у нас отношение как всё-таки к явлению по отношению к нашей жизни чужеродному. Тем не менее, современная жизнь, широкое распространение интернета, делают свое дело и появляются проблемы, которые актуальны по обе стороны Атлантического Океана. И в Голливуде появляется кино, которое актуально и для России. Одной из таких проблем является экстремальное поведение молодых и не совсем людей в погоне за количеством «лайков» или просмотров с социальных сетях. Речь пойдет о фильме «Нерв», который вышел на экраны летом – осенью 2016-го года[1].
Речь в фильме идет о том, как девушка-подросток, поддавшись на провокацию подруги (в просторечии «взяли на «слабо») оказалась втянутой в игру, едва не ставшую для неё смертельной.
Вымышленная игра «Нерв» построена по принципу: зрители платят за просмотр заданий, которые выполняют игроки, а игроки получают вознаграждение в зависимости от сложности задания, количества зрителей и т.д. Однако есть и жесткое правило – не обращаться в полицию. Венера – «Ви» заканчивает школу и у неё нет средств на обучение в колледже, стесняется подойти к юноше, который ей нравится; с другой стороны – есть подруга Сидни, которая пользуется успехом у молодых людей, успешно играет в «Нерв» и постоянно подначивает Ви: «игрок ты или зритель». Стремление заработать, провокации подруги, любопытство. Наконец Ви решается попробовать[2]. Всё начинается с относительно безобидного поцелуя случайного парня в кафе. Успешно, первые 100 долларов на счет. Дальше – больше. Поездка с Иеном в дорогой бутик, примерка дорогого платья… Растут суммы, растет сложность и опасность заданий. Случайный парень Иен оказывается совсем не случайным. Помимо категорий «игрок», «зритель», есть еще одна категория, о которой не знает массовый «юзер» - «пленник». Это люди, у которых стерты личные данные во всех системах. И у них есть только один шанс вырваться из игры – победа. Таким пленником оказался и Иен с заданием втянуть Ви и поссорить её с подругой. Взбешенная Ви пытается заявить в полицию, но полицейский просто не понимает о чем идет речь, а сама Ви поподает под карающую руку игры. Со счета её матери исчезают все деньги, а сама Ви становится пленником системы с единственным шансом – выиграть в финале. И тут на помощь приходит Иен, которому стыдно за то, что втянул Ви в игру. Он заявляет, что проиграет в финале. А в финале нужно не много – не мало выстрелить в оппонента. Однако Голливуд верен себе, happyend: Все живы, а игра разрушена.
Что хорошо показано в фильме? Во-первых, технологии вовлечения. Погоня за популярностью, стремление «заработать по легкому», провокации друзей, невольно выступающих против друга. Во-вторых, в подобного рода играх[3] случайности часто оказываются совсем не случайными. В третьих, показаны смертельно опасные задания, вроде повисеть на кране на высоте в сотню метров, лечь под поезд, перелезть из одного здания в другое по лестнице на высоте десятков этажей. В четвертых, показана жуткая психология зрителей, готовых платить за то, как люди рискуют и гибнут им на потеху. Но главное – вырваться Ви удалось при помощи реальных, а не виртуальных друзей. Именно настоящие друзья Ви пришли ей на помощь. Они вышли на сообщество хакеров, которые в конце концов взломали и разрушили «Нерв».
Однако есть моменты, которые авторы оставили за кадром. «Нерв» показан как некая система, которая сама себя организует. Однако элементарные соображения подсказывают, что это не так. Кто-то должен был написать программное обеспечени для Интернета и смартфонов. Кто-то должен был разработать системы расчетов между зрителями и игроками. И это в США, где практически все расчеты происходят в электронной форме, а значит нужны выходы в банковские системы. В конце фильма герои получают реальное оружие и финал проходит в неком здании где-то в центре Нью-Йорка. Согласитесь, приобретение оружия и конспиративная организация здания, а заодно охрана мероприятия – это серьезнейшие организационные мероприятия по обе стороны закона. Значит за виртуальным «Нервом» стоит вполне реальная организация, которую авторы фильма по каким-то причинам оставили за кадром.
Попробуем подвести итог. Понятно, что проблема экстремального поведения молодых и не очень людей, спровоцированная социальными сетями, пришла к нам с Запада. Это объясняется хотя бы большим распространением Интеренета и мобильных устройств. И это стало проблемой для них и стало проблемой для нас. Поэтому фильм актуален и для российского зрителя. В целом, посыл картины я охарактериховал бы так: «Не поддавайтесь на провокации и дорожите реальной дружбой и реальными друзьями».
[1] В США – в июле, в России – в сентябре
[2] На этот счет есть известная фраза: «Любопытство сгубило больше девственниц, чем любовь».
[3] Как, впрочем, и в наркотиках, криминальных сообществах и т.п.