Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ВСПЛЫВАЮЩИЕ КОНТЕКСТЫ «КРАСНОЙ ЖАРЫ»

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Есть понятия, которые для тех, чья юность и молодость пришлись на конец 1980-х, являются практически синонимами. Видеосалон, Арнольд Шварценеггер, Голливуд, «Терминатор», «Рэмбо» и другое, что связано с проникновением в нашу страну «буржуазной массовой культуры».

Это было время «Перестройки» и «Гласности», когда постулат о враждебности «капиталистического окружения» подвергался сомнению, и видеосалоны давали к этому обильные основания. Причем не просто установкой на сотрудничество в духе похлопывания друг друга по плечу, но и на куда как более серьезные вопросы.

 

Фильм «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли был одним из таких символов времени. По большому счету, сюжет фильма не замысловат. Пара полицейских, под аккомпанемент стрельбы и погонь ловят в Чикаго наркодельца. Гораздо больший интерес для зрителей, в первую очередь советских, представляло оформление сюжета, персонажи, место действия, реплики, диалоги. Начнем со «Шварца» в роли советского милиционера, отдающего честь на Красной Площади. Скроенная по голливудским лекалам милицейская форма на могучих плечах. Блатная «малина» в Москве под вывеской кафе «Дружба» и песнями из репертуара Михаила Шуфутинского. Обилие русской нецензурной лексики в американской интерпретации – смешной для русского слуха. Наконец вошедший в субкультуру диалог бандитов и капитана Данко:

- Какие ваши доказательства?!

- Кокаином![1] (собственно кокаин при этом высыпался из оторванной искусственной ноги бандита.

 

Однако нас интересует основной посыл фильма: сотрудничество русского и американца. Оба не идеальны. Один физически выбивает признание у арестованного, другой – шантажирует того же арестованного подкинутыми наркотиками. Но оба вместе борются с общим злом – наркотиками. В фильме обозначен и источник этого зла, который, в контексте нанешней толерантной Америки смотрится более чем необычно. Криминальный авторитет Абдул Элиях прямо заявляет: «Эта страна [США] построена на эксплуатации черного человека. Я ничего не слышал о своих братьях в твоей [CCCР] стране. Но эта страна эксплуатирует своих же детей. Я здесь единственный марксист. Я не просто торгую наркотиками. Это не экономика, это духовное. Я буду продавать наркотики каждому белому человеку на свете и его сестре. … Я сведу вас двоих белых мальчиков [милиционера и преступника] вместе и посмотрим, как вы раздеретесь.» Чернокожий криминальный авторитет откровенно заявляет, что намеренно, из идейных соображений, занимается уничтожением белой расы, торгуя наркотиками, что намеренно организует вооруженное столкновение между белыми. В контексте этого заявления посыл фильма звучит уже как откровенный призыв белой расе к сплочению против общего врага, который использует наркотики в качестве оружия массового уничтожения[2]. Попутно в не очень хорошем свете высвечивается марксизм, ибо его как свою идеологию декларирует идейный преступник. И здесь уже просматриваются интересы не просто сторонников сотрудничества с СССР и Россией, но куда как более серьезных сил.

 

Фильм дает еще один повод для размышлений. В нем фигурируют два бывших советских актера, чья популярность в СССР была просто огромной. Которые потом уехали в США, чтобы довольствоваться ролями второго плана. Речь идет об Олеге Видове и Савелии Крамарове. Одна из особенностей психологии актера – потребность во внимании, признании другими, славе, чтобы тебя узнавали на улице, спрашивали автограф и пр. Зачем, с лихвой имея всё это на Родине, переезжать в другую культуру, другой язык, к другому зрителю? Со вторым более-менее понятно. Национальность; активный иудаизм, в том числе регулярное посещение синагоги и отказы работать по субботам; дядя, который в 16 лет заменил Савелию родителей, но в 1970-е эмигрировал в Израиль. Всё это создавало определенные препятствия для работы в кино и вполне могло послужить толчком к эмиграции[3]. А вот у первого с анкетой всё было в порядке. Зачем ему было уезжать из страны? Да, в той же «Красной жаре» он работал с Арнольдом Шварценеггером, а в «Дикой Орхидее» - с Микки Рурком. Но разве это можно сравнить с ролью благородного мустангера Мориса Джеральда во «Всаднике без головы»? В «Красной жаре» его герой гибнет в первые минуты фильма. Крамаров же появляется в фильме буквально в одном эпизоде (как, впрочем, и в других его фильмах, снятых в США). И это взамен той популярности, что они имели в СССР?



[1] По логике вопрос должен звучать: «Чем докажешь?!» Но по всей видимости авторы не вдавались в тонкости перевода.

[2] На самом деле наркоторговлей занимаются представители разных рас, но мы говорим только в контексте фильма.

[3] История выезда Крамарова из СССР довольно интересна, на за рамками нашего исследования. Мы же упомянем только факт, что выпустили его из страны после того, как он написал письмо Рональду Рейгану.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА