Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ГЕНЕТИКА В КИНО

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Аббревиатуру ГМО сегодня не знают разве что совсем безграмотные люди. Сегодня это, наверное, одна из самых «горячих тем» в СМИ. Дискуссия, может человек вмешиваться в наследственность живого организма имеет биологический, медицинский, ветеринарный и даже философский и богословский[1] аспекты. Однако споры и дискуссии начались не вчера и даже не десять лет назад. Они продолжаются уже почти полтора столетия, с тех пор, как Грегор Мендель в 1865-м году впервые обнародовал результаты своих исследований. Не остались, просто не могли остаться в стороне Россия и СССР. Для нашей страны, с её развитым сельским хозяйством, вопросы изменения организмов были более чем близки. И споры шли бурные, а на середину прошлого века пришлась активная, если не сказать яростная дискуссия о путях развития биологической науки. Ставкой в таком споре не редко становились рабочее место, научное звание, а то и свобода. Одним из вопросов стало воздействие на механизм наследственности с целью изменения наследуемых свойств растений, точнее возможность такого воздействия. Борьба шла с переменным успехом и выплескивалась за пределы научных учреждений. Дискуссия не прекращается и по сей день, но в середине 1960-х генетики победили. Одно из проявлений этого мы наблюдаем в кино.

 

В 1966-м году на экраны страны вышел фильм «Авдотья Павловна», снятый на Одесской киностудии. Сразу отметим, что фильм не особенно выделяется на фоне остальной советской кинопродукции того времени. Очевидна некоторая небрежность[2], вызванная, скорее всего поспешностью в выполнении политического заказа. Сюжет прост. Последовательница генетики, Авдоться Павловна Белобородова последовательно отстаивает свои взгляды и добивается результатов несмотря ни на что. В фильме есть еще её коллега, который сдался во время гонений на «вейсманистов и морганистов», сохранил место в академической системе, вырос до докторской степени, но перестал быть ученым, о чем горько сожалеет в конце. Есть борьба вернувшейся с фронта главной героини с жуликоватыми коллегами. Есть намеки на «сигналы» (если быть точными в терминах – доносы), которых боялись если не все, то многие. В общем, нормальный набор уходящей «оттепели».

 

Мы же остановимся на том, насколько точно фильм вписывается в исторический контекст того времени, накладывается на события, происходившие в советской биологической науке в 1960-е годы. В конце 1940-х – начале 50-х в СССР генетика была практически под запретом. Однако к концу правления Н.С. Хрущева она начала восстанавливать свои позиции. К числу важнейших вех следует отнести издание в 1963-м году стандартизованного университетского учебника М.Е. Лобашёва «Генетика» и нового школьного учебника «Общая биология» под редакцией Ю.И. Полянского. В 1965-м ярый противник классической генетики Трофим Денисович Лысенко был снят с поста директора Института генетики АН СССР, а сам институт закрыт. В апреле 1966-го на баде трех лабораторий Института генетики АН СССР и отдельной лаборатории радиационной генетики был создан Институт общей генетики АН СССР[3], который, несмотря на сходство названий основывался уже на других концептуальных принципах.

В фильме упоминается некий «Академик Денисенко», который препятствует прогрессу – намек более чем прозрачный[4]. И финал действия фильма приходится на 1965-й год. Обращаем внимание на совпадение по времени.

Кроме того, нужно выделить, как оформлен финал (здесь авторам фильма нужно отдать должное): Скромная женщина-ученый демонстрирует с трибуны всему ученому сообществу пшеницу с огромным колосом, который не выдерживает стебель – результат её пятнадцатилетнего полуподпольного труда. Поистине триумф истинного ученого, пожертвовавшего ради науки всем: карьерой, личной жизнью, материальным благосостоянием. Триумф генетика в противовес «лысенковцам» и малодушным. Триумф генетики, закрепленный в кино – «важнейшем из искусств», как писал классик[5].

Таким образом последователи генетики закрепили свою победу в сфере академической средствами массовой информации.



[1] Хороший вопрос: Может человек вмешиваться в творение Бога, коим является живой организм?

[2] Например, в 1945-м и в 1965-м главная героиня выглядит практически одинаково.

[3] Отметим, что в 1983-м году, уже после смерти Т.Д. Лысенко, институту было присвоено имя Н.И. Вавилова, одного из крупнейших оппонентов Лысенко в конце 1930-х.

[4] Т.Д. Лысенко, хоть и был снят с крупных постов, тем не менее, серьезных репрессий в отношении него не последовало. До 1976-го он работал заведующим лабораторией Экспериментальной научно-исследовательской базы АН СССР «Горки Ленинские». Так что прямое осуждение было неприемлемо.

[5] Слова В.И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» висели в каждом кинотеатре.

 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА