Интеллектуальная индустриализация, реиндустриализация, неоиндустриализация – разве имеет значение, какой термин подходит к современной России? Главное – результат. Приведу пример. Поставили в Крым турбины фирмы «Siemens» с импортной элементной базой. Санкции – и турбины не работают. Так можно парализовать практически все, где есть такая импортная элементная база. Вот о чем надо думать элите.
Индустриализация и интеллект существуют независимо друг от друга. Результаты интеллектуальной деятельности известны с древних времен (древние мыслители, философы, математики и т.д.). Следствием их деятельности является развитие наук, расширение представлений о космосе, мироздании, познание физических законов природы и общества. Результаты их деятельности используются для практического развития общественных отношений, техники, т.е. для практического решения возникающих задач в тех или иных отраслях хозяйства.
Примеры:
- изобретение колеса привело к развитию транспорта – от простых форм к современным;
- изобретение пороха – к огнестрельному оружию, вооружению больших армий;
- создание простых механизмов привело к созданию станков для обработки материалов. А уже как результат – к созданию промышленных предприятий.
Таким образом, осуществление насущных потребностей – это и есть индустриализация. Интеллект – это первичное звено в развитии, а создание отраслей хозяйства – вторичное, требующее решения и реализации возникающих насущных проблем. И в этом, на мой взгляд, их совместимость.
Разберемся с терминами.
Интеллект – мыслительная способность, умственное начало.
Интеллектуал – человек с высокоразвитым интеллектом.
Интеллектуализм (философский термин) – приписывание интеллектуалу решающей роли в процессе познания действительности, отрыв его от чувственного познания и практики.
Значит, что же такое интеллектуальная индустриализация? Если интеллект, как высший разум, - первооснова, то этот термин обозначает только то, что можно поставить на поток создания новой элиты (клуб избранных и поток – как это согласуется?).
Что же делается в сегодняшней России для создания новой элиты? В передаче «Своя правда» (ведущий Роман Бабаян) был задан вопрос Маргарите Симоньян. Американец Майкл Бом интересовался, почему запретили в России участие школьников в программе обмена «FLEX». Главное – самые талантливые дети оставались зарубежом. Допустить этого было нельзя.
Различные форумы: «Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек» и т.д. – по-моему, такая интеллектуальная индустриализация поставлена на поток. Создается впечатление, что очень хорошо осваивается бюджет. Никто не спорит, что для молодежи это интересно и полезно. Но где результаты? Это примерно как 30 лет назад, когда на поток было поставлено высшее образование – учились все, кто не только мог, но и хотел. Я когда-то писала о том, что это неплохо, потому что расширяет кругозор человека. Но а как же с рабочими местами? Такую же роль, на мой взгляд, и играют эти всевозможные форумы. Мне чем-то это напоминает профанацию.
И все-таки главное – сначала вызовы, задачи, проекты, а только потом – создание элиты. Примеры:
- потребовалось решить атомный проект – появился МФТИ, создана элита;
- середина ХХ века – противодействие ракетной атаке – появление системы академических институтов;
- цифровая экономика – насущная проблема сегодняшней России. Думаю, что сначала нужно создать элиту, которая сама решит, что делать, куда идти, где, как и что строить. То есть выбрать основные направления и под них создавать элиту.
Но тогда что-то нужно менять. Предлагаю:
1) наверное, надо сворачивать рыночную экономику и оставить ее на уровне товаров широкого потребления и каких-то отраслей промышленности;
2) монополия государства на знания. Часть знаний купить нельзя. Нет никого, кроме государства, кто бы мог купить все знания;
3) нужна идеология. Но не просто определение, формулировка, а план, система, программа. Недавно на ОТР писатель Юрий Поляков задавал гражданам России вопрос «Сформулировать национальную идею». Меня это расстроило только в одном плане: почти все писали о справедливости. Я считаю, что это понятие нужно как можно меньше обсуждать на центральных каналах. Не надо будоражить умы людей теми вопросами, которые просто невыполнимы;
4) принятие идеологии повлечет за собой и изменения в образовании и воспитании (считаю, что для элиты должно быть главным такое понятие: «я способен это сделать лучше других»);
5) нужны изменения и в законодательстве об интеллектуальной собственности. Сегодня на патенты такая пошлина, что очень трудно ее платить, поэтому через некоторое время – бери и пользуйся тем, что запатентовано.
И в заключение хотелось бы повторить: нужны вызовы, чтобы элита сформировалась. На мой взгляд, какие-то вызовы есть, а элиты нет. Достаточно послушать, как и о чем говорят представители этой элиты. Пример: «не париться», увлечение англицизмами. Идет засорение русского языка, ореол которого сужается, а английского, например, расширяется.
Да, интеллектуальная элита России необходима. Но надо четко знать, какой она должна быть в наше время, чему соответствовать и каковы критерии ее отбора. Какие термины будут при этом использоваться – не важно. Важен результат.