Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

РЕЙТИНГ В ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАССЛОЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Печать

Автор: Бобырева Т.С. Категория: Бобырева Тамара Сергеевна

Заимствованное понятие «рейтинг», широко распространившееся в России в 90-е годы ХХ века, считаю, так и не «овладело массами», не привилось на нашей почве, а сегодня практически девальвировалось.

В какие только рейтинги Запад не включает Россию! И наши социологи стараются оценить буквально все сферы жизнедеятельности, разложить всё «по полочкам», показать, где мы самые лучшие, а где – нет. Но каждый человек и сам всё это понимает. Поэтому давайте так. У себя там, «наверху», расклейте эти рейтинги по своим кабинетам (по разным направлениям), ходите друг к другу на отчёты и радуйтесь, что, например, Россия с 55-ого места поднялась на 50-ое по одному показателю, и огорчайтесь, если опустилась по другому показателю, например, с 30-ого на 32-ое. Горжусь своей страной – какая она жизнестойкая: не только не вникает в эти рейтинги, но ещё и не верит им. И всё более прихожу к выводу, что или мы не умеем пользоваться достижениями западных рейтинговых школ, или все их рейтинговые системы уже «прогнили» и служат только капиталу, или нашей стране они вообще не нужны в таком планетарном масштабе. А рейтинг образовательных учреждений (как, впрочем, и медицинских) ведёт только к расслоению общества и к ощущению несправедливости. Любая система (в том числе и рейтинговая) имеет право на существование, если доказана её эффективность. Если образование – это услуга, то, наверное, эффективность есть. Если задача – любой ценой продвинуть свой «товар», то да. Хочу привести пример. В 90-е годы СМИ постоянно рассказывали об истории царской семьи, о её жизни и страшной гибели. На первый взгляд, хорошо, узнали все подробности. Но когда я в ПТУ на уроке спросила о родословной учащихся, то две трети из них оказались выходцами из дворян и кулаков (на их фоне я, учитель, оказалась практически единственной, чьи предки были крестьянами). Так же было с престижностью и рейтингом профессий. Банковские служащие, секретари-референты, экономисты, финансисты и юристы – их появилось столько, что они заполонили собой весь рынок труда.

Сегодня наблюдается девальвация понятия «рейтинг». Это превращается в пиар, рекламу, бизнес. Какие показатели положены в основу популярности того или иного учебного заведения? Кто те эксперты, которые участвуют в определении рейтинга? Кому это выгодно и на что это влияет? Спецклассы, спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов – они начали появляться еще в 60-е годы ХХ века. Их основная задача – дать дорогу талантливым, как будто им эту дорогу кто-то забаррикадировал. Результаты этого новшества не прогнозировались. А зачем? Социализм, в основном, построен. Человек коммунистической морали формируется в правильном направлении. Из трёх составляющих, которые влияют на становление личности - воспитание, среда и наследственность, - главным (60-70%) было воспитание. Игнорирование психологических особенностей личности, нежелание учитывать извечные человеческие пороки и недостатки (в том числе стремление быть первым, лучшим, выделяться из толпы) – всё это привело к несоответствию желаемого и действительного. И спецшкола стала восприниматься как некий социальный и карьерный лифт: поступай - и уже автоматически становишься элитой. Пышным цветом расцвели взяточничество, блат, административный ресурс, коррупция. И такие школы, естественно, получили самый высокий рейтинг. К 90-м годам ПТУ и техникумы стали лицеями и колледжами, институты – университетами и академиями. Изменилась даже терминология: компетенции, программы развития, научные площадки – всё было направлено на успех и на престиж. Но самое интересное: педагогический состав оставался прежним. Например, мастера по профтехобучению стали кураторами по бухгалтерскому учёту. Такие предметы, как маркетинг, менеджмент, основы предпринимательства, стали вести педагоги, которым не хватало нагрузки. А «гуманитары» стали преподавать культурологию и профессиональную этику. Открылись платные вузы, которые ориентировались на рейтинг престижных профессий, подготовили столько финансистов, юристов и экономистов, что до сих пор никто не объяснит, зачем это нужно было. А сказать надо было правду: это бизнес, учитесь – расширяйте свой кругозор, но рабочее место вам никто не гарантирует. В СМИ показывали рабочие династии, славили человека труда, а главным показателем рейтинга школ было количество выпускников, поступивших в вузы. Потом вошла в моду стажировка за границей, проживание по обмену в иностранных семьях. Однако количество школьников и студентов, приехавших в Россию, исчислялось единицами. Отсутствие здравого смысла привело в тупик даже, по сути, неплохое новшество.

На мой взгляд, рейтинг сегодня – это чистый бизнес, реклама, чтобы выглядеть успешнее. Можно еще допустить высокий рейтинг у одного вуза и низкий у другого, но определять рейтинг школ – преступление. Более того, уже существует и рейтинг детских садов (может быть, стоит определить сразу и рейтинг роддома?). В современном обществе видна тенденция: родители хотят дать ребенку хороший старт в жизни. Сама по себе идея эта выглядит разумной и полезной. Однако вполне возможно, что это приведет к дальнейшему расслоению общества. Хороший старт начинается с платного роддома, детского сада, где ребенку будет предложено множество разных платных кружков, затем – спецшкола и престижный вуз. Но есть другие дети, не менее талантливые, родители которых не могут позволить себе оплатить эту «тропу престижа». И это усугубляет несправедливость и не соответствует главной цели государства – обеспечить одинаковый подход к образованию.

Обобщая сказанное, предлагаю исключить рейтинговую систему из школ, а показателями успешной работы школы считать количество учеников, принимавших участие и занявших призовые места в олимпиадах разного уровня и по всем направлениям, а также профессионализм учителя. Для средних и высших учебных заведений определить, например, такие показатели:

- количество выпускников, работающих по специальности;

- наименьшее количество студентов, уехавших за границу;

- участие в олимпиадах и конкурсах регионального и российского значения;

- тесное взаимодействие руководства учебных заведений с работодателями для организации практики и стажировки для всех желающих;

- создание специальной национальной кадровой базы для выпускников вузов и колледжей;

- количество выпускников, желающих продолжить учебу в аспирантуре и магистратуре.

 В заключение приведу слова И.А. Ильина из статьи «О «мировой закулисе» и расчленении России» (1948 г.): «Россия, как добыча, брошенная на расхищение, есть величина, которую никто не осилит, на которой все перессорятся, которая вызовет к жизни неимоверные и неприемлемые опасности для всего человечества». По моему мнению, сказанное И.А. Ильиным верно, кроме двух последних слов: опасности будут не для всего человечества, а только для самой России.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА