Для контрпропаганды против лжецелителей и экстрасенсов можно использовать совершенно замечательную, хорошо сделанную, а главное актуальная по сю пору, пьесу … Екатерины Второй «Шаман Сибирский». Причем уже в школе.
Аргумент в пользу пьесы Екатерины не вызывает сомнения, во-первых, в силу необходимости ёмче узнать главу государства, который занимался исследованием проблемы в художественной форме. Это, скажем так, характеризует её как руководителя высокого класса. И это, несомненно, важно понимать ученикам школ.
Пьеса «Шаман Сибирский» посвящена проблеме сектантства, мистического шарлатанства, обмана людей мистиками и лжелекарями. Нет смысла спорить, что эта проблема сегодня актуальна, а разоблачений мало. Здесь – пожалуйста. Это второй аргумент в пользу пьесы.
Пьеса написана просто, прозрачно, без длиннот и лишнего умствования. В пьесе присутствует доля юмора и сарказма, которая позволяет легче усвоить материал. Сюжет доступен и похож на многие сегодняшние жизненные сюжеты. Приезжает сибирский шаман с говорящим именем Амбан Лай, известный по слухам лекарь, лечит молодую героиню, но который затем оказывается шарлатаном. Показываются его почитали – обманутые герои Бобин, Санов, вскрываются техники обмана Лаем бедных почитателей – трюки с магическим письмом, подставленными людьми вместо призрака умершего мужа и прочее. Закончилось тем, что его взяли под арест. Простота и доступность для школьников сюжетного материала – третий аргумент в пользу пьесы.
Четвертый аргумент – в морали пьесы, которая для сегодняшнего дня крайне актуальна. Она высказана в конце одним из героев Кромовым, который заключил о причинах появления обмана шаманами людей - самообман: «Вы, однако сходствуете с шаманами: вы и они, следуя мнимым правилам, обманываете сначала сами себя, а потом тех, кои вам подают веру». ( с. 383)
Пятый аргумент: пьеса позитивна. Проблема, заложенная в сюжет – любовь молодой девушки Прелесты, у которой недомогание, которое «лечит» Лай. Недомогание разрешается самым простым способом – обручение с любимым мужчиной, которое благославляют родители.
Шестой аргумент: пьеса небольшая. Читать, к примеру, пьесы Фонвизина, что «Недоросль», что «Бригадир», для школьников дело мало выносимое. И нет смысла их винить: пьесы без внятного и понятного школьникам сюжета, длинные, с неудобоваримыми монологическими фрагментами. Пьеса Екатерины выигрывает в этом отношении на порядки.
Седьмой аргумент – неплохо прописанные характеры, причём с долей объективности – с изображением словесной и умственной ловкости, которая производила на простаков почти магическое впечатление. Например, показан стильный разговор Лая: «Слова наши замыкаются в восторге, в течении, в пропитании, в движении, в теплоте, в горьком корени, любовь и гнев имеют одно основание, как соль, действие, нефть и густота».
Восьмой аргумент – описанная эпоха, к которой можно прикоснуться через речи персонажей. Например, очаровательное описание первых театров в России из уст Флены Дробиной.
Девятый аргумент: наиболее приемлемый для современного юного читателя - язык пьесы. Незначительное количество сложных инверсий (перестановок слов), особенных словечек и форм слов. Всё доступно.
Наконец, десятый аргумент: узнать из первых рук позицию исторического лица, который у историков представляет множеством лиц, которые уже не собрать. Собственное письмо Екатерины дает возможность фактического диалога с ней, понять позицию из первых рук.
Это дорогого стоит.