Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

САТИРИКОН БЕЗ САТИРЫ

Печать

Автор: Бадовский П. Категория: ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛ

1. народен ли «Сатирикон»?
Выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей меня искренне удивило. Во-первых, неожиданностью. Во-вторых, агрессией вместо золотого запаса юмора. Все иронисты призывают всех людей в трудные времена обращаться к юмору и бороться с неприятностями сатирой. Это как раз в профессии Константина. Но как-то не получилось. Ни иронии, ни сатиры не было.
Константин вышел из жанра и в свой излюбленный тон не попал. Выступил как политический трибун. Есть смысл разобрать идеи выступления и подумать, а в чем смысл восхищения им либеральной общественности и нужно ли нам поклониться этой смелости вслед за ней. И вообще есть ли в политическом демарше эстетическая и финансовая подоплёка?
Начну со своего личного, зрительского отношения. В былые питерские времена я пошел с дамой на Нарвскую, чтобы приобщиться к гастрольному туру Сатирикона в Доме Папы – доме культуры имени Горького. И первое же, от чего я онемел – от внятного, громкого и не особо мотивированного мата. Уже сегодня, слушая объяснения Константина, почему у него в театре всё густо «замативировано», и слыша ответ, что мол, так везде говорят – от подворотни до Госдумы», - я обратился к творчеству Отца, который тоже знал, как говорила улица и бывало в Кремле, но ни одного, не то что матового, даже грубого слова себе не позволил. Не вышел из жанра ни разу. Так что Константин выпал из традиции, о которой он почему-то много говорит. Потом на сцене забегали, закричали, кричали немилосердно – мне пришлось увести даму от этого эксцесса в первой же части. После этого у меня ни разу не возникло желание посетить его театр.   
Это к вопросу о «народности» Сатирикона. Не весь народ готов слышать мат на сцене, бесконечные крики и наблюдать за немотивированными раздеваниями.
Теперь главный вопрос: о наступающей цензуре и диктатуре государства. 
 
2. акционерная свобода
Начнем с того, что цензуры не было и нет. Запрет – это не цензура. Цензура – это определение ценза произведения – то есть его уровня ценности, ценз – это уровень, а не запрет. Если произведение плохое, то его выпускают в сто экземпляров, а не в миллион. Запрет – это не цензура, а запрет. Разные вещи. Запрет становится цензурным, когда вообще нет художественной ценности.
И не надо путать цензуру с вмешательством государства в творческий процесс. Это – главный вопрос. И суть его состоит в простой финансово-коммерческой проблеме: имеет ли право государство интересоваться судьбой своих инвестиций?  Любой коммерсант нам скажет: по другому и не бывает: вложил деньги - следи за их судьбой, веди к прибыли. Почему государство исключение? Почему оно не должно курировать свои инвестиции? Я много раз тестировал ситуация с бизнесменами: А что будет, если ты заплатил за корпоратив, а человек вышел и прочитал про тебя стихи, где ты выставлен идиотом? – Не буду здесь цитировать изощрённые ответы о том, что было бы с «артистом», но жестокий ответ просто гарантирован – от банального мордобития до семи граммов.   
Нет сомнения, что Минкульт начал задавать вопросы и начал отказываться финансировать «матовые» и «голые» спектакли. Поэтому Константин занервничал и заговорил о свободе творчества, о чем он молчал пятнадцать лет, будучи фаворитом Путина. 
При этом сегодня есть простой шанс быть свободным – и это происходит везде в мире – нашёл деньги – делай, что хочешь в рамках закона. Так и Минкульт говорит: господа, на свои деньги хоть потоп показывайте, кроме живого убийства на сцене.
И здесь интересный поворот. Сванидзе в защиту Константина высказал мысль, что государственные деньги - они же народные (налоги, доходы от недр и проч.). Хорошая мысль, но есть НО: а я, который тоже народ и совершенно не собирается вкладывать через государство свои деньги в «Сатирикон»? Людей, которые ни за что не будут вкладывать в мат на сцене деньги, миллионы. Тогда им нужно предъявлять претензии государству за то, что оно вкладывает деньги в матершинный театр?  
При этом я не говорю о запрете матовых театров – пожалуйста, только не за мой счёт, который есть в госбюджете. Если вы «народные», создайте народное акционерное общество – и проблема снимется тут же. Собрали поклонники деньги, вложили – и дело сделано: акционерная свобода, пожалуйста. Так этому уже сотни примеров.  
 
3. искусство ИЛИ культура
Когда Константин говорит со сцены о погублении культуры, то хотелось бы сделать важное разграничение: искусство и культура – разные, зачастую противоположные, вещи: культура – то, что себя доказало временем, а искусство как инновация требует изучения, проверки, соотнесения с авторским правом и проч. Когда искусство прячется за культуру – это нетонкий обман.
Это значит, сначала нужно ответить на стартовый вопрос: вы деятели Культуры или Искусства? Подчеркиваю - ИЛИ. Только потом нужно заявлять о подавлении культуры.
Агрессия иногда скрывает серьёзный комплекс неправоты. Но чтобы не было этой агрессии, нужно просто разделить Культуру и Искусство по функции: Культура – всё, что касается проверенного временем, многими экспертами и дарует людям вечное, а искусство – как инновационные работы – еще нужно выяснить. Что получилось. Это значит вопросы искусства есть смысл на законодательном уровне вывести из-под опеки Минкульта, создав Венчурный Фонд Искусства – и тогда вопросы о судьбе произведений искусства не будут пересекаться с вопросами о судьбе Культуры – это будет просто другая епархия, задача которой будет понять, что из инновационного художественного потока войдёт в вечность, а что останется нормальным убыточным венчуром. 
ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА