Размышления на тему.
В советские времена – времена господства материалистической идеологии места для экстрасенсорики, паранормальных явлений официально не находилось. Всё, что невозможно было потрогать, пощупать, измерить при помощи внятных физических приборов попадало если не под запрет, то под жесткое сомнение. Тем не менее, практически всю послевоенную историю СССР в нашей стране вполне свободно жил и гастролировал эстрадный артист Вольф Мессинг.
В наше время это имя подзабыто, но тогда оно гремело по всем уголкам нашей Родины. Вспомните, хотя бы эпизод из «Операции «Ы» (новелла «Наваждение»), где Шурик угадывает, что за шторкой стоит ваза, и Лида восклицает: «Вольф Мессинг!». Его «чтение мыслей», «видение сквозь стены» были достаточно частыми темами для обсуждения советскими людьми. Однако возникает вполне себе здравый вопрос: С такими способностями и на свободе? Почему такой человек не был изолирован как демонстрирующий советскому обществу явления, которые официальная, правильная наука объяснить не в состоянии? Почему он не был «закрыт» в какое-нибудь секретное учреждение для выполнения задач государственной важности, вместо того, чтобы тратить время на пустое развлечение?
Начнем с его способностей. Вокруг имени и биографии Вольфа Григорьевича сложилось столько легенд, что сейчас уже и не разобрать, где правда, а где вымысел. Даже его автобиография вызывает сомнения[1]. Поэтому эпизодов с пророчествами Гитлеру, Иосифу и Василию Сталину; изъятием из Госбанка 100 000 рублей, побегом из тюрьмы и т.п. мы приводить не будем. На эту тему хватает беллетристики[2]. Я сошлюсь на свидетельство, которому могу практически полностью доверять.
Сам я не мог видеть выступления Вольфа Мессинга[3], но мой отец видел. Вот что он рассказывал: Где-то в конце 1960-х артист выступал в Челябинске во Дворце Культуры Металлургов. На представлении он предложил двум молодым людям спрятать нечто, чтобы он нашел. Молодые люди, - их, кстати, отец хоть не близко, но знал по работе на заводе, так что они точно не были подставными, - договорились, что один из них проглотит кусочек сахара, что и сделал. Реакция Мессинга была следующей: «Где-то очень близко. Маленький белый кусочек.»
Из этого примера можно заключить следующее: Обычными человеческими чувствами с расстояния в метр кусок сахара невозможно обнаружить, даже если он прикрыт листом бумаги. Вероятность сговора считаем пренебрежительно малой. Значит, каким-то образом он это чувствовал. Более того, степень неконкретности свидетельствует скорее в пользу того, что какие-то способности действительно есть. Жулик, скорее всего, «обнаружил бы» сахар в желудке. Какие-то способности у Мессинга, вероятно были.
Теперь попробуем порассуждать.
Если бы способности Мессинга были так велики, как ему приписывают легенды, то, его, либо действительно спрятали бы в какой-нибудь закрытой лаборатории, либо ликвидировали, что называется, «от греха» и чтобы не выкрало какое-нибудь ЦРУ или МИ-6. Значит, скорее всего, способности, если и были, то не «боевого уровня».
Тогда как он «читал мысли»?
Есть свидетельства, в том числе самого Мессинга[4], что мыслительная активность человека находит свое отражение в мимике, жестикуляции, движении глаз и т.д. Чего обычный человек может и не заметить ввиду незначительности. Однако тренированный человек, хоть и с таким же набором, увидит, проанализирует, сделает выводы. А дальше – работа режиссера-постановщика.
Попробуем сгенерировать рабочую гипотезу. Вольф Мессинг, если и обладал экстрасенсорными способностями, то небольшими. Большинство его «опытов» объясняется повышенной наблюдательностью. Чего он и сам не скрывал. И это совершенно понятно с точки зрения материализма. И у советских идеологов к нему претензий не было, как не было претензий к Игорю Кио или Арутюну Акопяну. Поэтому он спокойно жил и работал в СССР, проходя по одной «графе» с фокусниками и иллюзионистами.
Тогда возникает другой вопрос: Почему из, по сути, фокусника создается легендарный маг и экстрасенс? Кто и зачем это делал и делает до сих пор? Но это, скорее всего, тема отдельного разговора.
[1] Почитайте, например, в Википедии
[2] Например, Эдуард Володарский «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время» Или Виктор Суовров (Резун), «Выбор», где Мессинг выведен под именем Рудольфа Мессерера.
[3] Артист умер в 1974-м. Мне тогда было 4 года.
[4] Вот что он говорил в интервью П. Орешкину: « …Это не чтение мыслей, а, если так можно выразиться, «чтение мускулов»… Когда человек напряжённо думает о чём-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются. …Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки и т. д.» - Орешкин П. «Чтение мускулов», а не мыслей. // Техника — молодёжи. — М., 1961. — № 1. — C. 32.