Выступление на Законодательном семинаре.
Прежде чем говорить об отношении западных конкурентов к нашим инновациям нужно разобраться с отношением к инновациям конкурентов в принципе.
Для начала определимся с базовыми положениями:
- Мы исходим из предположения, что нам всё известно об инвестиционной деятельности конкурента.
- Усиление конкурента – наше ослабление и наоборот.
- Полезная инновация конкурента - усиливает конкурента, бесполезная – ослабляет, так как отвлекает его время и ресурсы, не создавая результата.
- Не все инновации конкурента могут быть полезны для нас и применимы у нас. Например, инновационные методы борьбы с обморожениями едва ли актуальны для Индии. А для Урала едва ли актуальны инновационные методики обработки свежих морепродуктов.
- Полезная инновация конкурента, применимая у нас, нас усиливает.
Исходя из этого, мы можем условно разделить инновации конкурента на следующие группы, определив свое отношение и действия в отношении них.
Характеристика инновации
|
Отношение - действие
|
В принципе бесполезная
|
Культивировать
|
Бесполезная для нас, но полезная для конкурента
|
Нейтрализовать
|
Полезная для нас и полезная для конкурента
|
Использовать у себя, нейтрализовав у конкурента
|
Тогда формируется следующее понимание отношения конкурентов к инновационному законодательству в России:
Хаос не интересен. Хаос не позволяет ориентироваться в ситуации, сортировать инновации, контролировать и управлять. Интересны правила, например, в виде законов. Но правила (законы), работающие в их интересах. Примером таких правил можно смело считать статью 13 действующей Конституции РФ, которая прямо запрещает формирование государственной идеологии.
Но если сформировать нужные правила не получается, то следует создавать хаос, чтобы и мы не могли управлять своими инновациями.
Таким образом, можно прогнозировать следующее поведение наших «партнеров» в отношении инновационного законодательства в России. Естественно, под «демократическими» лозунгами:
- Если есть возможность сформировать свои правил игры, то это будет работа по продвижению законопроектов и иных нормативных актов под общим девизом «Знания принадлежат человечеству и должны стать общим достоянием наравне с Теоремой Пифагора и Законом Ома!».
- Если сформировать свои правила не будет получаться, то будет отрицание всяких правил под лозунгом «Нельзя ограничивать свободу творчества и человека. Пусть патентует и применяет там, где ему угодно!»
А как наши уважаемые «партнёры» работают сейчас, в том числе в России?
Прежде чем говорить об «утечке мозгов», нужно поговорить о том, как они мозги сохраняют. На своем опыте могу сказать, что крайне трепетно и бережно. На любом более-менее серьезном предприятии есть экспертный совет, который рассматривает инновационные предложения и принимает решение, что с ними делать. Те, что признаются дельными – внедряются, а то и патентуются за счет предприятия и, соответственно, патент является собственностью предприятия. Работник от использования патента получает бонусы и существенные, но выйдя за ворота предприятия, он права на эти бонусы теряет. Что справедливо. Патент оформлен от имени предприятия, за счет предприятия, интеллектуальная собственность разработана в купленное предприятием рабочее время. И действует такой порядок и для предприятий и на территории России.
Отмечу еще, что современный документооборот осуществляется таким образом, что более-менее серьезные документы, а те, что касаются техники и технологий - все, на серверах в России не хранятся. Они изначально находятся там, где они должны находиться. Скорость современной компьютерной обработки документации позволяет легко работать с документом, который находится на другой стороне планеты. Помнится, из-за аварии на кабеле под Атлантикой, мы 2 часа не могли ничего делать, так как не были доступны ни документы, ни лицензии на программное обеспечение.
Что же касается собственно «утечки мозгов», то все очевидно, просто и абсолютно легально. Есть свобода выбора места работы. Человек нанимается и его труд покупается. Но при этом как-то забывается, что человек бесплатно учился в российской школе, часто на бюджете в ВУЗе. Эти затраты как-то не принимаются во внимание.