В последние десятилетия в изобразительном искусстве сложилась такая ситуация, которую можно назвать "творческой самозамкнутостью", или "живописью для живописцев": художник создает картины, экспонирует их на выставке, на которую потом приходят братья-художники и о которой потом откликаются преимущественно эти же братья-художники.
Из подобного замкнувшегося круга сегодня выпал зритель, простой любитель искусства, который прежде приходил в галереи и выставочные залы, чтобы посмотреть на привычный мир иными глазами, глазами художника. Глазами того, кто "видя, видит".
Разомкнуть подобный круг, помочь вновь встретиться художнику и зрителю – основная задача изобразительного искусства. Выполнить ее под силу лишь подлинным ценителям, подвижникам-коллекционерам, которые не только способны вернуть в нашу "человекосферу" классиков изобразительного искусства, но и открыть в ней новые имена.
Таков Николай Ильич Перевозчиков – собиратель работ челябинских художников. Его трудами в частной галерее собрана коллекция, превышающая уже три тысячи экспонатов. Его трудами от забвения спасены художники мирового уровня. Перевозчиков – самоотверженный хранитель прекрасных мгновений, остановленных в потоке времени и запечатленных на полотнах.
Мы живем во времени без героя. Кажется, он исчез из живописи, литературы, кино. Покинул искусство, оставив лишь голые концепции, сухие формулы, бессмысленные эксперименты и провокации. Перевозчиков этому противостоит. Каждая работа, выставленная в его галерее – это живописная "поэма с героем". Причем это герой в его былинном понимании: не тот, кто является просто главным действующим лицом, а тот, кто созидает, преобразует действительность, берет на себя "ответственность за бытие". Будь то могучий сталевар, или интеллигент, одолевающий "тяжелые думы", или человек над вечным покоем бытия, прозревающий в тихом закате чертоги небесные.
Особое место в галерее Перевозчикова занимает Валерий Якивец. Прошедший путь от традиционной живописи до абстракционизма, он будто ухватил за удела ускорившееся время: форма устремилась в авангард, а содержание осталось в традиции. Предметы превратились в геометрические формы, но не утратили смысла, а только обнажили его.
Пространство и время, их противостояние и слияние – главная тема в творчестве художника. Материя преодолима: цвета, формы и линии выходят за границы зримого, рождают смыслы, неведомые нашей действительности.
Растворилась стена одинокой комнаты – и исчезла граница между "здесь" и "там". Кромлехи Стоунхенджа воззрились на солнце, будто повторяя в своем загадочном расположении небесный солнцеворот. Яблочный спас неземным светом пролился в окно – принес радость великую.
Ангел пролетел, срывая оболочки с земного пространства. Ангел преодолел скорость звука – и родилось великое молчание. Ангел преодолел скорость света - и просиял белый день. Ангел обогнал смерть – и принес весть о жизни вечной. Он сомкнул на мгновение небо и землю, как в первые дни творения. Небесное в земном и земное в небесном нерасторжимы.
Это и есть то, что философы Изборского Клуба называют "традицией в авангарде", "динамическим консерватизмом". Рывок в будущее, прозрение будущего, возможны, лишь когда отталкиваешься от великого наследия, когда постигнутое во всей полноте прошлое детонирует и позволяет прозреть художнику будущее.
Это прозрение будущего и рождает галерея Перевозчикова. Приди и смотри!