Давно заметил, что самый трудный вопрос экспертам – вопрос о пейзажах: почему вот это пейзаж, а вот это копия местности? Почему эта картина изображает субъектность природы, а вот эта простое неумение художника краски из тюбика перевезти в образ? И вот все больше тестируя себя на пейзажах, в очередной прихожу к выводу, что мастер проверяется на пейзаже: если он сумеет создать образ и дать субъектность части природы, а не просто скопирует местность – тогда это рука мастера.
Картина Бубунова 1955 года мне нравилась давно, только я не мог к ней подступиться. Из-за привычки писать о Суханове, потому что Суханов мне понятнее, потому что он, если можно так сказать, гарантировано закладывает в пейзажи свои непростые идеи. Причём если найти семиотические «подсказки», то углубление в картину становится интеллектуальным удовольствием. А вот Бубнов не закладывает знаки, но при этом ясно, что идея есть, Бубнов идеологизированный художник.
Бубнов идеи закладывает композиционными решениями. И подчёркивает замысел датировкой. Это интересный факт, потому что подавляющее большинство художников стараются этого не делать – не связывать картину с конкретной датой, чтобы было ощущение вневременности картины. Бубнов один тех, кто подчёркивает дату! Не опасаясь «возрастных» признаков картины, ведь возраст часто связывают с уровнем мастерства. Причем дата не просто нанесена, она подчеркнута, выделена контрастом на белом. Значит важна.
55 год. Художник молод. Для многих это пора весенней оттепели в политическом смысле. Не случайно этот период потом назовут «оттепелью». Но как передать это чувство? Весенняя горная речка, чистая, прозрачная, явно говорящая о свежести нового времени. Но композиционное решение в том, что на картине течение реки упирается в снежные глыбы, препятствия, нагромождения, что прочитать тоже довольно легко.
Картина получается свидетелем того времени.
Для нас сейчас такая политизация простого пейзажа может показаться надуманной. В том и секрет: на 55 год в пору заострения чувств, в пору перелома страны – это состояние было доминирующим: чувство новой свежей эпохи было очевидным, но не особо выраженным. Поэтому передать это ощущение вольности и социального сдвига можно было только в пейзаже. Река течет из тёмного тоннеля, переходя в прозрачные потоки, которые переходят в играющие всплески на камушках и - создают ощущение праздника.
Я видел много вещей с половодьем, оттепелью, весной, - это все были попытки найти фрагмент и скопировать его, часто безуспешно, «вид впереди», что не всегда вызывало эмоции. Но вещь Бубнова, несомненно, показывает и вызывает радость. Чтобы прочувствовать, что чувствовали массы в 55 году – нужно обратиться к таким картинам. Это почти свидетельство. Такие картины с половодьем чувств пишут те, кто оттепель пережил.
Для меня важно то, что это живая вещь, как минимум, в наброске, писана вживе. Она сделана в районе города Сим, а это река Сим. Чтобы написать эту вещь, до Сима надо ещё доехать, а на это место дойти. И тем ценнее эта вещь, потому что нынешние художники часто предпочитают пейзажи писать по фотографии. Здесь меня подкупает то, что художник настойчиво искал натуру не просто половодья, а именно чистой горной реки, которая только и может дать те уникальные, неповторимые веселые плёсы на камнях, что на переднем плане. Причем это свойство именно уральских рек, которые не отличается буйством, подобно Вуоксе у Сосново, а характерны именно веселым всплесками по камням из-за невысоких перепадов.. Если бы я был поэт, то сказал бы, что Бубнов написал музыкальный плеск воды на камушках.
Когда я размышляю о том переломе страны для меня такие картины начинают иметь большее значение выражением тех эмоций, которые остались в далёком 55 году.