Имя художника Ильи Глазунова в России известно всем. Не все относятся одинаково и к его творчеству и к его общественной активности. Кто-то восхищается, кто-то считал[1] его «придворным художником». В 1970-е протестовал против планов переустройства центра Москвы, который предусматривал разрушение большого количества памятников.
В последние годы был известен как сторонник монархии, ратовал за возрождение сословий, за что его не любили либералы. Но равнодушным не оставлял ни кого. Моя жизнь сложилась так, что с творчеством Ильи Глазунова я начал знакомиться с репродукции его картины «Вечная Россия». Уже тогда меня, человека, в общем, далекого от изобразительного искусства потрясла глубина охвата и масштаб картины, где на одном полотне отобразилась тысяча лет из нашей истории. Можно спорить с акцентами, которые расставил художник. Но нельзя оспаривать грандиозность замысла и воплощения произведения. С тех пор появилось желание познакомиться с творчеством художника поближе.
Практически случайно, проходя по площади перед Театром Оперы и Балета, я увидел на здании Челябинского Государственного Музея Изобразительных Искусств афишу с именем Глазунова. И не смог не воспользоваться этой, на мой взгляд, уникальной возможностью. Тем более, что с Музеем Изобразительных искусств нас связывают хорошие отношения. Не далее как в мае я принимал участие в организованной музеем научно-практической конференции, где делал доклад на базе произведении из коллекции челябинского коллекционера Н.И. Перевозчикова.
Никто особенно не планировал, не привязывал к истории, но выставка в Челябинске открылась 12 октября. В день рождения Дмитрия Донского. В такие совпадения верится с трудом. Видимо очень важно это событие.
О выставке, о творчестве Ильи Сергеевича мы поговорили со старшим научным сотрудником Музея изобразительных искусств Галиной Ивановной Медведевой. Выставка оказалась не просто собранием работ, а большей частью тематического цикла «Куликово Поле» из собрания Художественного музея города Тулы. В начале 1980-х эти картины были выкуплены министерством культуры РСФСР и размещены в Туле, что понятно, ведь Куликово Поле находится на территории нынешней Тульской области. В этих произведениях мастер воплотил свое понимание, свое видение не просто одного сражения, но целой эпохи в истории нашей Родины.
Что такое нашествие художник знал лично. 11-летним мальчиком он пережил блокаду Ленинграда. Выжил один из всей семьи, пережил трагедию расставания с еще живой матерью, которую оставляли, так её уже было не спасти, а его вывозили. И это свое понимание он воплотил в своих работах.
Мы говорим о работе «Осада Града». Лица врагов полускрыты, но и даже в таком ракурсе видно их торжество. Но больше всего впечатляет страшная картина пожара, «красного петуха». Это не просто пожар даже городского масштаба, а трагедия страны, бедствие сравнимое со стихийным.
Или «Гонец». Темнота ночи, белесые облака, бледный, отраженный свет луны подчеркивают напряженное ожидание застывшего в тревоге города или монастыря на горе и укрывшихся в нем людей. Только багровая полоска на самом краю горизонта дает ответ на вопрос о причине тревоги. И гонец, вестниц, что почти как летящая птица несет весть о приближающейся беде.
Наверное самое сильное в эмоциональном плане полотно – это «Проводы». На нем мы видим княгиню Евдокию, провожающую отца и мужа на Битву. Перед нами не просто женщина, провожающая родных на смертный бой, который кончится, - одному Богу известно, - чем. Но княгиня. Она не имеет права на открытое проявление чувств. На неё смотрят. Смотрят, как она верит в возвращение родных, в победу. И верят вместе с ней. И только жестом, сложенными в тревоге руками она может выразить свои личные боль и страх.
С Галиной Ивановной можно говорить долго и интересно. О каждой картине она готова говорить и говорить. Видно, что она живет этой темой, жалко, что время было ограничено. Однако мы договорились, что встреча будет не последней. В заключение я поблагодарил Галину Ивановну за интересную встречу как от себя лично, так и от имени руководителя Уральского отделения Изборского Клуба Ильи Владимировича Тыщенко и подарил журнал Изборского Клуба.
Как мне пояснили в художественных кругах, по каким-то соображениям, в СМИ больше рекламировалась проходящая сейчас выставка из собрания «Третьяковки». Понятно, что статус московского музея с мировым именем в известной степени обязывает, но, на мой взгляд, и имя Ильи Глазунова также имеет значение. Хочется пожелать, чтобы выставка получила более широкую рекламу и, будем надеяться, наша публикация внесет свою лепту и челябинцы воспользуются уникальной возможностью познакомиться с вечными ценностями Мастера.
[1] Увы, считал. Как ни горько, 9 июля художник оставил этот мир.