Такой жанр драматического искусства как водевиль переживал свой расцвет в России начиная с середины девятнадцатого века вплоть до начала двадцатого. На сегодняшний день не во всех театрах можно увидеть эти короткие комедийные пьесы. Однако, не смотря на то, что водевили в наше время не так актуальны, некоторые современные писатели пробуют себя или в этом жанре или специализируются на нем.
Одним из таких писателей является С.Н. Магнитов, написавший водевиль под названием «Прицеперос». Сюжет водевиля прост и знаком многим родителям, переживающим взросление их детей: мама, мягко говоря, не в восторге от «дамы сердца» своего сына Сергея, потому как она «ест конфеты, пьет вино и курит», а сынок «…влез в поводок, сам одел намордник, теперь следует за ней, как осел за Ганнибалом». Знакомо, не правда ли? Тогда глава семейства, отец, придумывает план, как отвадить сына от «неприятной особы»: врывается к молодым с новостями о необычном звере прицеперосе. Вокруг этого и строится комедия.
После прочтения «Прицепероса» на лице читателя остается полуулыбка. На душе и грустно и смешно. Смешно, потому что в конце пьесы случается неожиданный поворот, а абсурдность происходящего заставляет усмехнуться и грустно, потому что «как в жизни», ведь, как было сказано выше, подобные ситуации в семьях всегда происходили и будут происходить.
Что до названия, с первого взгляда оно кажется странным, не вполне понятным. Не могу с уверенностью заявлять, что автор вкладывал какой-либо смысл в название, но мне все же кажется, что корнем загадочного слова «прицеперос» является именно слово «прицеп», и именно оно в полной мере отражает отношение родителей Сергея к его избраннице, как к прицепу. В таком случае, сцена с подробным описанием «страшного зверя прицепероса» выглядит еще комичней:
«Друзья, потрясающая новость! В Ганге выловили прицепероса! Сверхъестественное событие. Загадка науки! Проблема века!»
Необычное решение проблемы тоже не оставляет читателя равнодушным. Как оказалось, рассказ отца про прицепероса был лишь предлогом, чтобы начать активно ухаживать за девушкой своего сына, Жанной:
«Жанна, вы обворожительны. Я глупею. Мне стоит больших усилий отказаться от просьбы поцеловать вашу руку.»
Жанна же, падкая на комплименты и вседозволенность, начинает проявлять взаимную симпатию, за что и получает в конце «оплеуху» в форме слов:
«Ты шлюха. Прости, но ты шлюха. Вот так, без секретов.»
А вот отцу семейства после отыгранного им спектакля повезло меньше…
Из преимуществ пьесы могу выделить легкость восприятия, читается на одном дыхании, действующие лица не успевают надоесть, но ты проникаешься их проблемами. Также, из отличительных черт пьесы можно выделить удивительное обращение со словом. По речевым особенностям персонажей полностью передают их характер и психологию поведения.
Ставить в театре или не ставить? Читать или не читать?
Определенно ставить и читать. Пьеса хорошая, лаконичная, житейская и, что самое важное, забавная. Этот водевиль можно порекомендовать людям любых возрастов, потому что эта проблема знакома как молодому, так и старшему поколению. Персонажи в пьесе расписаны прямо и естественно, так что, думаю, что при должной режиссерской постановке, она будет иметь успех в театре.