|
|
В студенческие годы мне довелось побывать на творческом вечере одного достаточно известного артиста. Всё прошло по известному сценарию. Какой-то рассказ, какие-то смешные случаи, вопросы, цветы. Так случилось, что некоторое время спустя я видел выступление этого артиста по телевидению и услышал тот же рассказ, те же смешные случаи. Даже на вопросы артист отвечал одинаково. В принципе, всё понятно. «Повторяемость – признак мастерства». Даже для творческих вечеров артисты нарабатывают какие-то «фишки» и выдают их зрителю. В принципе, жанр позволяет. Тем, кто попадает на творческую встречу впервые искренне интересно. Кто не первый, - как говорится, «умный поймет». Вот почему, когда я пришел на урок «Профессия Космонавт», который проводил космонавт Герой России Сергей Васильевич Авдеев в Миассе в рамках Дней «Роскосмоса», то, честно говоря, ожидал и готовился отнестись с пониманием к тому, что он сейчас расскажет всё то же самое, что было в Челябинске. Однако был приятно удивлен, когда услышал новый рассказ. На этот раз речь пошла уже не о том, как становились и становятся космонавтами, а лично о Сергее Васильевиче.
Родился и вырос в Чапаевске нынешней Самарской области. Как и многие люди, он считал, что космос это где-то далеко. Поступил в Московский инженерно-физический институт. Еще в институте начал заниматься вспышками в γ-спектре. Участвовал в проектировании телескопа для регистрации этого излучения. Вместе с этой темой перешел в группу, которая занималась установкой этого оборудования на спутник. В процессе разработки возникало много вопросов. Наконец, стало понятно, что телескоп нужно будет обслуживать в космосе. И тогда Сергей Васильевич задал себе вопрос: «Почему бы ему не стать этим космонавтом?» Оказалось, что подразделение, которое занимается подготовкой гражданских космонавтов, находится в том же НПО им. С.П. Королева, где он работал. Написал заявление и фактически перешел из одного отдела в другой. Отбор был очень строгий. Из сотни кандидатов только до медицинских тестов дошел один. А из тех, кто прошел подготовку и получил удостоверение космонавта, - а их порядка четырехсот, реально полетели чуть больше сотни. Здесь отсев проходил по разным причинам, в том числе, закрывались проекты, для которых эти люди готовились, еще что-то происходило. Подготовка длилась примерно семь лет и это, в общем, достаточно короткий срок. Бывает, что готовят дольше.
И снова вопросы из зала.
- А куда растут растения в космосе? Где там «верх»?
Сергей Васильевич предложил ответить на этот вопрос залу: «Куда растут растения вообще? Кто изучал ботанику?» Оказалось, что зал не может ответить. Тогда Сергей Васильевич пришел на помощь. Как оказалось всё просто: «Растения тянутся к свету».
- А что находится в чемоданчике, который космонавты носят в руке, когда идут к ракете?
- Это «страшная» тайна, которую я вам сейчас открою. (Смеется) В чемоданчике находятся вентилятор и аккумуляторы. Скафандр изготовлен из прорезиненной ткани и в нем очень жарко. Вот и приходится охлаждать.
- А видели инопланетян?
- Нет, не видел. Но сталкиваться с явлениями, которые люди пока не могут объяснить – доводилось.
- Сейчас много говорят о проблеме космического мусора. Насколько это серьезная проблема?
- Объектов на орбите действительно много. Они сталкиваются, превращаются в обломки, то есть их становится еще больше. Какова проблема? Ну, представьте, что станция движется со скоростью 7 км/с. Навстречу летит объект со скоростью, допустим, 4 км/с. Представьте, каким будет столкновение. Обычно ЦУП предупреждает о таких объектах и предлагает скорректировать орбиту – подняться выше или опуститься. В мой первый полет такие предупреждения выдавали примерно раз в полгода. В третий – уже раз в месяц.
- А какие предметы нужно лучше учить в школе, чтобы стать космонавтом?
- Ну во-первых, не пропускать уроки физкультуры. И хорошо учиться по остальным предметам. Сейчас в космосе требуется всё больше знаний: медицина, биология, социальные науки. В последние годы начинает проявляться космическое право.
Настолько же успешно прошли встречи в Златоусте, где оказалось множество детей. Которые сделали своими руками свои межпланетные корабли.
В частном разговоре возник вопрос о том, что для легендарных людей нужно создавать мемориалы, который бы носил Имя Легенды и представлял бы собой что-то вроде комплекса, где была бы и именной музей, центр посвящения в профессию и в фирму, элитное профильное учебное заведение, даже инновационные мастерские для молодежи. Сергей Васильевич согласился, что для воспитания поколения ракетостроителей и космонавтов в духе профессии, это будет здорово.
Надо разрабатывать проекты и предлагать Федеральной власти. - Заключили мы – А почему бы не начать с Мемориала Макеева в городе Миассе?