ПОЧЕМУ ЭКСПЕРТОВ МНОЖЕСТВО, А ЭКСПЕРТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НЕТ?

Печать

Автор: Семенова Н.Н. Категория: законодательный семинар, инициативы, проекты

Эксперт – это человек, который совершил все возможные

ошибки в очень узкой специальности.

Нильс Бор

 

Эксперт – это профессия или ситуативное ангажирование профильного специалиста? Но нормально ли это?

Жизнь (политическая, экономическая, социальная, культурная и т.д.) нашего общества разнообразна, поэтому постоянно возникает обширный перечень запросов общества на вызовы. Соответственно, спрос рождает предложение, в том числе, и на квалифицированных экспертов.

 

Почему же у нас нет учебных заведений для экспертов, хотя самих экспертов множество? Этому есть объективные причины:

1.Экспертные учебные заведения должны выпускать экспертов-специалистов в определенной области. Для их подготовки потребуются преподаватели высокой квалификации, но рынок труда таких специалистов ограничен.

2.Эксперт – это в большей степени практикующий теоретик. Учебные же заведения в основном предоставляют базовые теоретические знания, они не подготовят специалиста высокой квалификации.

3.Организация официальных учебных заведений потребует выдачу документа об окончании с указанием профессии/специализации и потребует предоставления рабочего места, а кто решится взять молодого специалиста в эксперты?

4.Отсутствует востребованность от государственных структур на массовую подготовку таких специалистов.

5.Слишком разнообразен перечень деятельности экспертов.

6.Государству и обществу в целом не требуется такое количество экспертов, которое выпустят учебные заведения.

Может ли профессия эксперта считаться полноценной профессией?

Человек сначала получает образование в конкретной области знания, потом приобретает опыт работы и профессию в этой области, и только потом может стать высококвалифицированным специалистом – экспертом.

Эксперт – это не профессия в чистом виде, это – ранг, степень квалификации, ступень профессионального развития.

Историю развития профессии эксперта проследить невозможно, т. к. самой профессии пока нет. Каждый человек, работающий в любой области, может стремится стать экспертом, или считать себя таковым, если у него есть определенные успехи на этом поприще.

В большинстве случаев привлечение эксперта для экспертизы предполагает ситуативное ангажирование профильного специалиста. Ангажировать – предполагает нанимать специалиста, а это значит – платить ему. А если эксперт получает оплату, то он находится в зависимости от своего работодателя.

В случае проведения экспертизы необходимо задаться вопросом: А кто выгодоприобретатель от результатов работы эксперта? Следовательно, эксперт должен отвечать финансово за результаты своей экспертизы. Либо финансово отвечает учреждение или организация, где работает эксперт, проводящий экспертизу.

В случае привлечения ангажированного специалиста экспертиза может быть необъективной. Нормально ли это? Конечно, нет. Но как этому противостоять?

Нужна сторонняя организация, которая взяла бы на себя обязанности Третейского судьи.

Возможны три варианта развития событий:

1.Пошаговое движение к созданию Экспертного кодекса, который определит порядок проведения экспертиз и «причешет» рынок экспертов.

2.Экспертный кодекс так и не будет разработан. Пока в нем нет необходимости, потому что эксперт «растворен» в своей профессии.

Постепенно будет развиваться общественная экспертиза, востребованная гражданским обществом, которая будет контролировать рынок экспертов и экспертиз.