ВОПРОС О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОСНАЩЕНИИ ВОСПИТАНИЯ

Печать

Автор: Ознобихин С.Ф. Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Вопросы, связанные с воспитанием я, как человек, не являющийся специалистом в области педагогики, вижу следующим образом:

В человеческом мире воспитание – это глубокий и сложный процесс, направленный не только на формирование базовых навыков выживания, но и на формирование личности, умения взаимодействовать с социумом и прививание моральных и этических норм. Важной составляющей этого процесса является, прежде всего, родительское воспитание. Если родители хотят, чтобы их ребёнок вписывался в общество, чтобы у него было достойное будущее, нужно в семье системно заниматься воспитанием детей. Но современные семьи, особенно молодые, стремятся дистанцироваться от воспитания собственных детей. Часто звучит такое мнение – «этим должна заниматься школа». Семья и школа – две главные опоры в воспитании детей, подростков и молодёжи – это было накрепко заложено в умы советских граждан, бытует такое мнение и теперь. Мнение вполне логичное. Но должна ли заниматься воспитанием школа? Если да, то какими силами и средствами? Вопрос непростой и в настоящее время не решённый. Огромное число учителей считают, что задачей школы является лишь образование. И у них для этого есть очень весомые аргументы. Но согласно п.1 ст.2 Федерального Закона об образовании в Российской Федерации – образование есть единый процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека. Таким образом, согласно данному Федеральному Закону – это и воспитание и образование. И если внимание общества к вопросам и проблемам образования в школе в определённой степени имеется, то о воспитании в школе в широком масштабе речь не идёт. Более того, до недавнего времени бывшим министром образования РФ озвучивалась и довольно регулярно лишь одна задача школы – «предоставление образовательных услуг». И эта идея была принята как вполне естественная многими руководителями системы образования. Хотя воспитание в школах как процесс всё же идёт в силу понимания его необходимости огромным числом педагогов, но стихийно, без хорошего методического руководства. Осуществлять воспитание в школе предельно сложно из-за ситуации сложившейся в обществе в целом:

В настоящее время дети-школьники в большой степени ориентированы на культурные и моральные ценности западной культуры. Но очень многие педагоги не знакомы с молодёжной субкультурой, им трудно найти подход к учащимся. Мало аналитических материалов о реальных личностных проблемах подростков.

В школе огромное давление со стороны бюрократов от образования. По поводу сложившейся ситуации педагоги шутят – сложно работать, дети мешают работать с бумагами. Педагог-предметник не может полноценно заниматься воспитанием подростков и, тем более, осуществлять роль классного руководителя. Если преподаватель русского языка, истории или литературы может вносить воспитательные элементы в образовательный процесс, то математику или преподавателю информатики это делать крайне сложно. Для воспитательной работы в школе нужны люди, освобождённые от преподавания предметов школьной программы. Таким образом, вопрос о воспитании в школе с повестки дня не снимается, В соответствии с Федеральным Законом об образовании, вопросы воспитания в школе должны в полной мере реализовываться в её работе. Для этого необходимо создать все необходимые условия для такой работы. И, пожалуй, самое главное – решить вопросы законодательства. Или это доработка Закона об образовании или разработка нового закона – Закона о воспитании. Что первичнее – воспитание или образование? По времени воздействия на ребёнка воспитательных моментов, позитивных и негативных, в школе, на улице, в семье, воспитание количественно значительно превалирует над образованием. По широте формирования навыков необходимых ему для успешной адаптации в социуме, то есть качественно, воспитание также первично. Воспитание – процесс более объёмный и масштабный в сравнении с образованием. Пришло время рассмотреть необходимость и возможность формирования Закона о воспитании.

Государство также должно, как главный организатор и участник этого процесса, заниматься воспитанием всех граждан независимо от возраста. В масштабах государства воспитание определяет будущее человеческое бытие, упадок воспитания может стать упадком государства и человека. Роль государства важна в сохранении устоявшихся здоровых, позитивных традиций, испытанных веками культурных и нравственных ценностей. Это особенно важно в условиях сегодняшних реалий, когда рушатся многие морально-нравственные устои и культурные ценности, особенно в странах Запада. Этот процесс как коррозия стремится глубоко проникнуть в тело и душу государств и стран, таких как Россия, где такие «прогрессивные явления» чужды и неприемлемы.

Государство посредством власти выступает как гарант любой формы массового порядка, сохранения воспитательных традиций, культуры и морали. В последнее время внимание к вопросам воспитания было ослаблено, даже в сравнении с заботой об образовании. Однако сфера воспитания значительно шире сферы образования. И, поскольку есть Закон об образовании, необходим Закон о воспитании, где определён механизм действия государства в области культуры, информационной политики, структура воспитательной среды и где глубоко проработано самое главное, опора для государства – национальная идея и другие важные вопросы государственной идеологии.