ЧТО ПЕРВИЧНЕЕ: ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

Печать

Автор: Бурухин А.С. Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Что же такое Воспитание и Образование? Что первично, а что вторично? У нас есть ФЗ «Об Образовании», но нет ФЗ «О Воспитании». Уже по этому признаку Образование первично. Но так ли это?

При подготовке данного вопроса я решил обратиться к Педагогическому энциклопедическому словарю (Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.).

Согласно словарю, «Воспитание, относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию)». Явление это многозначное и не имеет общепринятого подхода к определению, как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе.

Там же, «Образование, составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения – в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. Цель Образования – внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников». Далее в словаре говорится о том, что обучение и воспитание являются составной частью Образования, «обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей».

«…обучение и воспитание являются составной частью Образования…». Это говорит о том, что официальная педагогика сегодня построена таким образом, что образование первично, а воспитание вторично.

Однако. В июне 2017 года в Калининграде президент России Владимир Путин на встрече с классными руководителями выпускников сказал, что в современном мире нравственные качества важнее образования и профессиональных навыков.

«Получить широкие, современные знания непросто в этой жизни. Но это вторично в сравнении с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился к самому себе, к друзьям, к семье, к родине», — приводит его слова информагентство (www.newkaliningrad.ru).

Путин назвал перечисленное «абсолютно фундаментальными вещами» и отметил, что «только на этой базе можно рассчитывать, что человек будет полноценным и сам получит удовлетворение от жизни, и окружающие его люди будут получать удовольствие от общения с ним».

Получается, что по данному вопросу не всё так однозначно даже на уровне государства. Если же спуститься ниже, то каждый из нас в своей повседневной жизни встречал людей с высшим образованием и даже не одним, всесторонне развитых, профессионалами своего дела, но при этом неадекватными в поведении с окружающими и конкретно с вами. Про некоторых так и хочется сказать, что они «моральные уроды». С другой стороны достаточно в стране и в нашем окружении людей, не имеющих высшего образования, но при этом они весьма обходительны, дружелюбны, заботливы и прочее.

С кем из таких людей хочется больше проводить время, жить, сотрудничать? Каждый выбирает сам.

На мой взгляд, воспитание первично, дообразоваться легче, чем довоспитаться или перевоспитаться. Но нужен ли для этого отдельный закон о воспитании? Думаю, что на данный момент необходима модернизация существующего закона «Об Образовании», в части воспитания.

При воспитании и образовании своих детей, я, как родитель, в первую очередь делаю упор на воспитание, на развитие нравственных и моральных качеств.

Как говорится в пословице: «Учение образует ум, воспитание – нравы».