НУЖЕН ИЛИ НЕТ ЗАКОН О ВОСПИТАНИИ?

Печать

Автор: Бурухина А.Ф. Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Законодательный семинар Уральского отделения Изборского клуба

Проблемы современного российского образования обсуждают все: от его участников до первых лиц государства. Неожиданно новый подход к возможному решению этих проблем был предложен на девятнадцатом законодательном семинаре Уральского отделения Изборского клуба.

Возможно, фундаментальные изменения в системе образования начать с пересмотрения приоритетов образования и воспитания и с создания Закона о воспитании?

Начался семинар с приветственного слова председателя Уральского отделения Изборского клуба Ильи Владимировича Тыщенко: «Уважаемые друзья! Проблема воспитания сегодня актуализируется и требует законодательного вмешательства.  Ваша работа нужна нашей стране. Желаю вам успеха». После началась дискуссия.

Проблема обозначил научный руководитель Изборского клуба-Урал Сергей Николаевич Магнитов: проблемы современного образования приводят к массовым социальным катастрофическим последствиям, значит, образование не решает ту задачу, которую должно решать. У многих молодых людей всё в порядке с образованием, но при этом эти люди представляют, мягко говоря, опасность для общества (пример гонщицы Мары Багдасарян и вообще «золотой молодёжи»). Если посмотреть даже по формальному признаку, то на образование уходит гораздо меньше времени, чем на воспитание, поскольку образование, скажем, школьника, занимает в среднем 6 часов в день, а всё остальное время (кроме сна) ребёнок находится под воздействием разных воспитывающих факторов. Это значит, что приоритет образования себя исчерпал, и нам необходимо решать вопрос о приоритете воспитания.  

Сергей Фёдорович Ознобихин высказал мнение, что воспитание шире, чем образование. Человек воспитывается всегда и всюду, независимо от возраста и социального статуса человека. Поэтому воспитание нельзя ограничивать только периодом детства и взросления.

Эксперт Уральского отделения Изборского клуба Андрей Ввалентинович Болдырев выступил с темой «Нужна ли педагогическая (воспитательная) доктрина современному образованию?». Обратившись к истории, Андрей Валентинович не нашел общества, где воспитание было бы пущено на самотек, было бы вне идеологии. Исключением является постперестроечная Россия, где существование одной педагогической (воспитательной) доктрины невозможно, в силу статьи 13 Конституции, запрещающей главенство какой-либо идеологии. При этом необходимость такой доктрины не вызывает сомнений.

Выступление Анны Бурухиной было посвящено проблеме конкурентоспособности образования. Конкурентоспособность – требование времени, и призыв к ней постоянно звучит из уст первых лиц государства. Но в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» слово «конкурентоспособность» не встречается ни разу. Элементами формирования конкурентоспособности у детей занимается дополнительное образование. У основного – таких задач нет. Но зато есть другие задачи, вытекающие из определения понятия «образования», данного в Законе: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…». Таким образом, понятие образования на законодательном уровне шире понятия воспитания. Получается, образование берёт на себя все воспитательные функции, но не выполняет их.

Выступающие эксперты сошлись во мнении, что воспитание шире образования, а значит, закон о воспитании необходим. Но была заявлена и другая позиция. Педагог с 40-летним стажем Тамара Сергеевна Бобырева высказала суждение, что закон о воспитании не нужен в силу чрезвычайной сложности и практически нереализуемости этого закона на практике. Если будет закон, то его нарушение должно наказываться. Это влечёт за собой увеличение штата контролирующих органов. А где и как подготовить такое количество высоких профессионалов? Вместо закона Тамара Сергеевна предложила создать педагогическую доктрину, основанную на национальной идеологии (которую тоже нужно создать); а также создать национальную идею о семье и улучшить Закон об Образовании.

Горячие дискуссии продолжились с выступлением педагога Светланы Костицыной, которая также высказалась против создания закона о воспитании. Светлана помимо причин, озвученных Тамарой Сергеевной, также назвала увеличение коррупции, которое может спровоцировать этот закон, и огромное количество подзаконных актов. Всё это сделает реализацию закона практически невозможной. Кроме того, закон о воспитании может повлечь за собой расцвет ювенальной юстиции. Светлана согласна, что воспитание шире образования, и предложила опираться на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и привести в соответствии с ней Закон об Образовании, где приоритет будет за  «Стратегией». Воспитательная идеология нужна, а закон о воспитании нет – вывод Светланы.

Закончил законодательный семинар Александр Сергеевич Бурухин, который привёл цитату Владимира Владимировича Путина. В июне 2017 года в Калининграде президент России на встрече с классными руководителями выпускников сказал, что в современном мире нравственные качества важнее образования и профессиональных навыков: «Получить широкие, современные знания непросто в этой жизни. Но это вторично в сравнении с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился к самому себе, к друзьям, к семье, к родине». Эта цитата подтверждает необходимость изменений в образовательной системе и правильный вектор интеллектуального движения членов Уральского отделения Изборского клуба.

Резолюция:

  1. 1.Доработать документы, которые уже есть: Закон об Образовании и Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. 2.Но если эти два документа не смогут «найти» друг друга, то проблема снова выйдет, то тогда возникнет вопрос, почему у нас нет закона о воспитании?