СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

Печать

Автор: Тыщенко И.В. Категория: Закон о меценатстве

В Законе о меценатстве явно недооценена социальная значимость коллекционирования. Об этом я и хотел сказать.

Считается, что коллекционер, как правило, это человек из мира бизнеса, покупает произведения искусства для себя.

 

Это так, но если рассмотреть попристальнее, то процесс оказывается более сложным.

Во-первых, коллекционер реализует творческий потенциал художников и творческих людей, востребуя их произведения. Не надо забывать, что сегодня все творческие люди остались без госзаказа, а значит творчество, а значит искусство в стране может просто отмереть. Мало кто сможет прожить таким аскетом, как Филонов, колеблясь между жизнью и смертью. Поэтому приобретая искусство, бизнес возвращает к жизни творческие силы творцов.

Во-вторых, коллекционер, то есть фактически знаток искусства, производит отбор произведений, выделяя качественные вещи. Так он борется с ширпотребом и дешевкой, заполонившей развалы и галерейки. Это крайне важно для ориентирования художников, мастеров на качество. Не секрет, что многие пускаются по ложному пути, производя кич. Этот отбор показывает ориентиры и другим людям.  

В-третьих, важнейшая социальная задача – улучшение имиджа бизнеса. Искусство облагораживает не только мир, но и бизнес, подчеркивая обращение бизнесменов к вечному, а не только к финансовой текучке.

Многие западные и наши серьезные отечественные титаны бизнеса давно пришли к пониманию, что участие в эстетическом процессе – мощная пропаганда их имиджа. И не только в бедных слоях населения, но и в лице государства. Не надо забывать, что частные коллекции цивилизованные государства вносят в свой рейтинг.  

В-четвёртых, профессиональный апгрейд. Можно, конечно, сказать, что повышение профессионального уровня бизнесмена – это дело личное, но это как посмотреть. Если повышение бизнес-эффективности за счет увеличения коллекционной компетентности скажется положительно на бизнесе, то оно отразится и на социальной жизни страны.  

Вообще коллекция с точки зрения динамики стоимости внутри её – явление увлекательное, почти как игра на бирже. Только без сердечных спазм. Это серьезная школа, если хотите, экспертизы, без чего бизнесмен слаб.

В-пятых, коллекции имеют огромное воспитательное значение. Не секрет, что у бизнесменов - проблема показать себя в деле перед собственными детьми, чтобы воспитывать в них уважение к тому, что родителей интересует. Часто отсутствие совместных интересов плохо сказывается на семье – подросток не узнает родителей, а значит отдаляется от них. Коллекция, как ни странно, очень эффективный ход найти общий язык с детьми и сделать из них союзников. Они могут не понять бизнеса, но коллекционирование поймут точно. Когда мне еще в 90-х художник Илья Глазунов показывал свою коллекцию самоваров, он сказал: Я самоварами привил Ивану (своему сыну любовь к русскому костюму. И действительно сегодня Иван Глазунов не только видный художник, но и один из самых известных коллекционеров русского костюма.

В-шестых, если мы хотим иметь дело с серьёзными зарубежными партнёрами, мы в первую очередь, по их правилам, должны показать свои увлечения. Человека там судят по увлечениям. Вообще коллекционирование на Западе (правда, сейчас на коллекционировании помешался Китай, скупая у нас всё советское) считается очень хорошим тоном, признаком серьёзности, а отсутствие коллекции – признаком легкомысленности и временности или, как мягко говорят, «молодых денег».  

 

Нет сомнения, что коллекционирование – один из взаимовыгодных вариантов бизнесу, государству и людям найти друг друга в социальном взаимном интересе. Здесь проигравших нет. Поэтому я хотел бы призвать бизнес-союзников обратиться к коллекционированию. А законодателям поправить Закон о меценатстве, внеся положение, что само личное коллекционирование имеет социальное значение. С многим вытекающими.