ЗАЧЕМ ДЕКЛАРАЦИЮ НАЗЫВАТЬ ЗАКОНОМ?

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Закон о меценатстве

Меценатство явление известное с древних времен. И Россия здесь не является исключением. Более того, российские меценаты известны всему миру, а «Третьяковка» стала одной из визитных карточек нашей страны. Меценатство развивается в нашей стране и сейчас, и возникает вопрос, как оно регулируется действующими нормативными документами? На какой правовой основе выстраиваются отношения меценат – автор и меценат – государство?
В нашей стране действует Федеральный закон от 04.11.2014 N 327-ФЗ "О меценатской деятельности". Однако есть сомнения, достаточен ли данный документ?
 
Начнем с самого простого, с объема документа. В версии, которую я взял на интернет-ресурсе «Консультант – плюс» он содержит 3,5 страницы формата А4, из которых одна – обложка. То есть всего 2,5 страницы регулируют меценатскую деятельность в нашей стране на данный момент.
 
Теперь заглянем в содержание статей документа.
Вот например статья 3. «Цель и задачи меценатской деятельности
1. Целью меценатской деятельности является поддержка сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.
2. Задачами меценатской деятельности являются:
1) содействие формированию условий для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства;
2) реализация приоритетных программ сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства и проектов таких программ;
3) поддержка государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих организаций культуры и образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области культуры и искусства.»
В общем, всё правильно, но именно «в общем». Явно требуется расшифровка. Например, какие цели и программы являются приоритетными для осуществления меценатской деятельности.
 
Или статья 5. «Целевой характер меценатской деятельности
1. Меценат самостоятельно определяет получателей меценатской поддержки, цели, направления, форму и содержание меценатской деятельности.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не могут препятствовать меценату осуществлять меценатскую деятельность и не вправе влиять на решение мецената в определении получателя меценатской поддержки, целей, направлений, формы и содержания меценатской деятельности.
3. Получателями меценатской поддержки не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4. Получатель меценатской поддержки вправе использовать полученную меценатскую поддержку только на сохранение культурных ценностей и (или) развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.»
В принципе всё выдержано в либеральном духе, если коротко, то; «государство не вмешивается в дела мецената». Но возникает вопрос почему, например государство не может рекомендовать меценату поддерживать те или иные направления культурной деятельности?
Здесь же возникает и вопрос цензуры. Я, может быть, утрирую, но что будет, если, например некто возьмется поддерживать создание материалов, пропагандирующих терроризм? Имеет государство право определить реестр целей, запретных для меценатства в России?
 
В статье 8 упоминаются «меры экономической поддержки меценатов», но сами меры не перечисляются. Интересно, могут ли меценаты в рамках «мер экономической поддержки», рассчитывать, например, на налоговые льготы?
 
Таким образом, мы вынуждены признать, что Федеральный закон от 04.11.2014 N 327-ФЗ "О меценатской деятельности", в его нынешнем состоянии напоминает скорее декларацию, чем полноценный нормативно-правовой акт, подробно регламентирующий меценатскую деятельность в России.
 
Вместо постскриптума:
Ради интереса я поискал иные правовые документы, в которых упоминается меценатство. Нашел еще два: Это Закон Челябинской области от 28 декабря 2016 года N 489-ЗО «О стимулировании меценатской деятельности в челябинской области» и Закон Республики Дагестан от 6 мая 2016 г. N 25 "О некоторых мерах государственной поддержки меценатской деятельности в Республике Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О государственных наградах Республики Дагестан". Отдавая должное тому, что наша Челябинская должность находится в числе двух, которые выпустили документы, касающиеся мецентатства, тем не менее, мы вынуждены констатировать, что меры поддержки меценатства на территории Челябинской области сводятся к присвоению почетного звания «Почетный меценат Челябинской области», присвоению имен меценатов организациям, установке табличек с именами меценатов, информационной поддержке в СМИ. Практически весь документ посвящен описанию статуса звания, порядку присвоения и описанию знака «Почетный меценат Челябинской области». Это важно и правильно но явно не достаточно.
 
Книги автора можно приобрести здесь: www.tao-book.tiu.ru