ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

Печать

Автор: Бурухина Анна Категория: Закон о меценатстве

Меценатство начинается с коллекционирования, когда меценат приобретает себе в собственность произведения искусства и создаёт коллекцию. Классический Третьяков. Конечно, коллекционер не всегда становится меценатом, но коллекционирование в жизни каждого человека может сыграть большую роль.

 Коллекционирование имеет колоссальное воспитательное значение. Причём на людей всех возрастов, но здесь я бы хотела поговорить о детях. Приучать детей к коллекционированию полезно по многим причинам. Но прежде чем перейти рассказать о них, я бы хотела остановиться на вопросе – что коллекционировать детям? Вообще-то ответ на это вопрос очень прост: можно коллекционировать всё. Многие помнят, что в нищие «90-е» и то дети коллекционировали – например, найденные на улице пробки, банки из-под пива (мне они тогда казались такими красивыми!). Это, конечно, не пример для подражания. К счастью, сейчас простор для коллекционирования огромный: многие игрушки создаются уже с целью коллекционирования (часто слышим в рекламе «собери всю коллекцию»). Но, на наш взгляд, особой воспитательной ценностью обладают не эти «законченные» коллекции, а настоящие – которые собирать можно бесконечно. Поскольку речь идёт о меценатстве и коллекционировании, что мы остановимся на коллекционировании предметов, имеющих отношение к искусству. Конечно, говорить о покупках картин детьми нельзя, но есть много чего предваряющего настоящее искусство, при этом часто также являющегося искусством. Это – марки, репродукции картин (я в детстве любила собирать репродукции картин русских художников XIXвека), открытки (однажды знакомая учительница, уходя на пенсию, отдала мне огромную стопку собранных годами открыток, среди которых было много и выпущенных в последние десятилетия прошлого века; многие открытки мне оказались знакомы с детства, и мои дети-дошколята с удовольствием их смотрят), значки, тематические фигурки и др.

Коллекционирование этих и других предметов имеет большое воспитательное значение, и вот почему.

1.      Коллекционирование способствует формированию любознательности, тяги к познанию. Поиска предметов коллекционирования, их изучение – это крайне интересный исследовательский процесс. Например, если взять марки, то это просто необъятное поле для изучения мира во многих его проявлениях: страны, природа, искусство, спорт, великие люди, достижения в различных областях и др. Предметы коллекционирования могут стать полноценными наглядными элементами  в системе обучения детей. Это, безусловно, способствует интеллектуальному развитию детей.

2.      Коллекционирование может стать для ребёнка альтернативным видом деятельности,  созидательной деятельности, в противовес телевизору, Интернету, улице. У увлечённого коллекционированием ребёнка более организовано время (поскольку коллекционирование требует времени), и меньше времени (да и желания) сидеть перед экраном телевизора, бездумно играть в компьютерные игры. Интернет и компьютер в таком случае могут стать настоящими помощниками в достижении целей ребёнка – юный коллекционер вместо того, чтобы смотреть всё подряд, будет искать в Интернете новый элемент своей коллекции. А сколько позитивных эмоций приносит коллекционирование! Телевизор и компьютер отдыхают.

3.      Эстетическое развитие ребёнка в процессе коллекционирования. Поскольку коллекционирование – это отбор, то ребёнок будет учиться отбирать, оценивать красоту и содержание предметов коллекционирования. Годы такой деятельности приводят к формированию эстетического вкуса.

4.      Формирование у ребёнка терпения и способности достигать отдалённые во времени цели, поскольку настоящая коллекция собирается годами. Сохранить интерес к коллекционированию, особенно у юного человека, непросто, но если получится, результат может быть впечатляющим.

5.      Формирование у ребёнка уверенности в себе, укрепление авторитета среди сверстников. Коллекция становится частью жизненных достижений ребёнка, частью его портфолио.

6.      Элемент профессиональной ориентации – в процессе коллекционирования и изучения элементов собственной коллекции ребёнок может увлечься какой-то темой, что это повлияет на выбор профессионального пути. Например, собирая различные марки, можно влюбиться в самолёты, изображённые на некоторых из них. С другой стороны, взрослые могут сознательно использовать элементы коллекции да и вообще сами коллекции как профориентационный тест: что у ребёнка вызывает неподдельный и постоянный интерес, а что временные эмоции.

7.      Коллекционирование может стать хорошей семейной традицией. А если свои коллекции начнут собирать ещё и другие члены семьи, то взаимная радость, и совместные поиски только укрепят семью. Я уж не говорю о том, что в выходной день вместо торгового центра вся семья отправится на поиски новых марок, открыток или моделей мачтовых кораблей.

 

Таким образом, детское коллекционирование обладает многогранным воспитательным потенциалом. Но помимо этого, детское коллекционирование – это фактически любительское меценатство. И если формировать привычку к коллекционированию, к меценатству с детства, то есть шансы, что детская привычка перейдёт во взрослую жизнь, и количество меценатов в нашей стране станет расти.