ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ МЕЦЕНАТСТВО.

Печать

Автор: А.В.Болдырев Категория: Закон о меценатстве

Конференция «Танкпром III», проходившая в Нижнем Тагиле 4-6 октября, оказалась богатой на встречи. На третий день я познакомился с Андреем Михайловичем Моисеевым, директором «Фонда «Строганофф». Поводом для знакомства послужила презентация фонда на конференции. А посмотреть было на что. Фонд ведет большую и важную работу по сохранению и популяризации нашего исторического и культурного наследия.
Лично мне, как человеку, неравнодушному к авиации, понравилась часть презентации, посвященная ракетному истребителю БИ-1, который разрабатывался и испытывался в Свердловской области. Все видят, но единицы обращают внимание на устремленный круто в небо небольшой самолет у здания аэропорта «Кольцово». Энтузиасты из «Фонда «Строганофф» не просто напомнили землякам об этой выдающейся машине и людях её создававших, но и дали возможность прикоснуться к легенде, изготовив полноразмерный макет, правда, не из фанеры, как настоящий самолет, а из металла (из соображений прочности).
Однако куда более объемной и существенной является работа по восстановлению исторической части поселка Билимбай и в частности храма Святой Троицы. Кроме того, ведется работа по организации «Дома Народной Культуры».
И вот здесь возник очень интересный вопрос. Меценатство, как правило, связывается с коллекционной деятельностью. Самый яркий и известный тому пример – «Третьяковская галерея». И меценат приобретает произведение искусства в собственность. Большая часть таких коллекций впоследствии в той или иной форме национализировалась, но тем не менее. И не секрет, что произведения искусства бвли и еще долго останутся выгодным вложением денег. А здесь мы имеем дело с меценатством иного рода, восстановительным. Восстанавливая храм Святой Троицы, «Фонд «Строганофф» ничего не приобретает. Это даже физически не возможно. Ну как, скажите, можно приобрести в собственность штукатурку или элементы лепнины? Это получается бескорыстное служение обществу в чистом виде.
А должно ли общество каким-то образом реагировать на такого рода деятельность? Наверное, должно. Как? В какой форме? В дореволюционной России существовала практика награждения меценатов орденами, большая часть из которых давала права на дворянство. Может быть, что-то подобное возможно и сейчас?
Другой момент: восстановительное меценатство это показатель гражданской зрелости человека. Он не просто говорит об общественном благе, а реально действует. И материальные доказательства, как говорится, налицо. Значит, есть гарантии, что войдя в выборные структуры, человек продолжит работу на пользу общества. Так может быть имеет смысл выработать какую-то форму рекомендации, которую государство от имени общества будет давать меценатам, участвующим в выборах? И эту форму закрепить в Законе о меценатстве.