ПУТЁМ ТРЕТЬЯКОВА

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Закон о меценатстве

1.
Имя Третьякова сейчас стало хрестоматийным и великим, хотя он картин не писал. Но его роль в становлении оригинальной русской школы живописи путем формирования русского галерейного дела признают все. Собрание, а затем Галерея Третьякова стала движителем отечественного искусства. 
В чем же заслуга Третьякова и что такое меценат в искусстве и для искусства?
Третьяков - промышленник. И он начал собирать произведения искусства, помогая передвижникам. Это сейчас передвижники звучит с большой буквы, но тогда именно необходимость «передвигаться» перемещаться, делать мобильные выставки говорили об их скромном достатке. Причина состояла в том, что в те времена мало кто признавал за передвижниками и вообще за русской школой будущее: «русское искусство» были словами-антонимами.
Третьяков же, сделав вставку на отечественных художников, фактически создал русскую художественную школу. Если Брюллова числили как подражателя итальянцев, то передвижники были уже оригинальными.  
То есть бизнесмен может открыть миру то, что он для себя ещё не открыл. У него есть личная возможность это сделать. Само собирание, сам выбор искусства говорит о том, что он творит искусство вместе с художниками – выводя их на орбиту общественного интереса. Это - сотворцы. 
 
2. меценат – движитель отечественного искусства
Если понимать, что искусство – шаг к культуре, то меценат – прямой участник культурного процесса как заказчик, как финансист и как пропагандист. Сегодня это актуально, потому что массы смотрят на кичевые предпочтения состоятельных людей и искусство гибнет под давлением масс-арта. 
Тяготение к кичу сейчас меняется на более фундаментальные эстетические предпочтения. Отечественный бизнес поездил по миру, почувствовал на себе иронию западных коллег за тягу к арт-безделушкам и понял, что ему придется соблюдать не только денежный, но и эстетический рейтинг. А кич здесь не поможет. Хочешь стать вровень с западными конкурентами – будь любезен делать выбор в пользу качества, а не дёшевого кича, который западные менеджеры всучивают еще по бешеной цене.
Отечество наше дало мощные таланты и советский период тому не исключение. И наши «партнеры» это знают. Они говорят: если вы не цените своё, то чего вы стоите сами? Поэтому меценатскому движению в России надо просто изменить к этому отношение и начать оценивать свои шедевры, порождая отечественную школу искусства, которая будут цениться в мире.
Роль мецената в формировании собственного арт-капитала – безусловна.  
Даже в виде закрытых частных коллекций.
А воспитательное воздействие не имеет аналогов: действие состоятельного человека для масс, особенно молодёжи, имеет на порядки больше воспитательного значения, чем все школьные учителя вместе взятые. Как негативное, так и положительное. Это уже изучено. Состоятельный человек – пример. Со всеми вытекающими социальными последствиями.
 
3. участие капитала в арт-бизнесе
В мире давно поставлена на ноги и работает арт-индустрия. Мы делаем только первые шаги, не имея своего сословия меценатов – ценителей, операторов, пропагандистов отечественного искусства. 
Это сословие, круг меценатов надо формировать. Тогда будет формироваться и арт-капитал во всех видах и формах. Тогда страна может работать на мировом арт-рынке осмысленно и конкурентно.
Причем мы можем предложить художественные традиции, которые вообще не укоренены за рубежом: например, концептуальное искусство, так же промышленное, индустриальное искусство, вообще не представленное за рубежом, между тем, востребованное и актуальное.  
 
4. имя и слава
Имя и слава тоже не должны быть чужды промышленнику и бизнесмену, поскольку промышленность находится вне общественных лавров, а это неверно. Через искусство сделать имя, чтобы оно стало образцом социально ориентированной политики бизнеса – крайне актуально. Повернуться лицом к искусству, отвернувшись от дешевой манеры самоутверждаться питиём и куршавельскими скандалами – это миссия современных меценатов.
 
5. Клуб. Учиться меценатству
Не секрет, что ценить искусство – это искусство. А этому надо учиться, обретать навыки. Лучше всего начинать в кругу заинтересованных, пусть даже конкурирующих людей. Клубная форма – самая доступная и соответствующая возможностям меценатов.
 
Хочется выразить пожелание: приобщаетесь к развитию отечественного искусства, и страна ответит вам тем же.